Super User
Воскресенье, 31 Март 2013 00:00

Встреча правящего архиерея

Преосвященнейший епископ Ейский и Тимашевский Герман совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Ейска.
Перед богослужением Владыка встретился с представителями прессы и телевидения Ейского района и ответил на вопросы журналистов.

14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Дмитриева) во епископа Новороссийского и Геленджикского (Кубанская митрополия).

12 апреля 2013 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 апреля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с представительницами Всеукраинской общественной
организации "Союз православных женщин".

Введение

В конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее серьезных угроз для стран СНГ.

Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: беспорядочных половых контактов и потребления инъекционных наркотиков. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее последствий.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.

Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, — это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.

Призвание Церкви в ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею служения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику, связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальными последствиями, а также с масштабом эпидемии.

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению включают в себя примерный перечень обязанностей, права и ответственность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.2. В своей деятельности штатный помощник благочинного руководствуется:

- действующим законодательством Российской Федерации или других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;

- каноническим Уставом Русской Православной Церкви;

- постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов;

- определениями Священного Синода;

- указами Патриарха Московского и всея Руси;

- документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»;

- рекомендациями Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви;

- указами и распоряжениями правящего архиерея;

- Уставом прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата;

- распоряжениями Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации (далее - ЕОРОиК);

- данными Рекомендациями;

- распоряжениями благочинного округа;

- иными (в т.ч. гражданскими) нормативными актами.

1.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению относится к категории специалистов, то есть сотрудников, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения той или иной работы.

1.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению является сотрудником прихода, возглавляемого благочинным округа, либо иного прихода, относящегося к данному округу.

1.5. На должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению назначается православный верующий:

- регулярно участвующий в церковных Таинствах;

- имеющий хорошую репутацию в среде прихожан;

- активно участвующий в жизни прихода.

1.6. Претендент на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению получает образование или подтверждает квалификацию в образовательном учреждении по подготовке катехизаторов. Наличие документа об окончании образовательного учреждения по подготовке катехизаторов (или обучение в нем) или документа о прохождении аттестации является необходимым условием для назначения на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению.

1.7. Назначение на должность штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению и освобождение от нее производится в соответствии с установленным действующим трудовым законодательством порядке после утверждения его кандидатуры правящим архиереем по представлению благочинного округа.

1.8. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению подчиняется благочинному, согласовывает свою деятельность с председателем ЕОРОиК (профильным ответственным епархиальным сотрудником).

1.9. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению входит в состав Приходского собрания в соответствии с установленными для этого правилами.

II. Должностные обязанности

2.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет и/или помогает настоятелям приходов в рамках благочиния, в штат которых не входит помощник настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, организовывать и развивать катехизическую деятельность по направлениям:

- огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;

- беседы с лицами, желающими вступить в брак;

- занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;

- библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;

- работа службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;

- катехизическую работу при подготовке и во время паломнических поездок, организованных приходом;

- разработка, издание и распространение катехизических листков к православным праздникам, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам после согласования текста в ЕОРОиК.

- подготовка и регулярное обновление содержания материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности и размещение информациио крупных образовательных и катехизических проектах других приходов и епархиальных просветительских мероприятий;

Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению:

- организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;

- проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ.

2.2. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению осуществляет регулярное взаимодействие с:

- штатными помощниками настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;

- директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;

- ЕОРОиК в рамках работы Коллегии ЕОРОиК.

2.4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению составляет:

- годовой план работы, соотнесенный с планами по иной деятельности приходов благочиния, и представляет его на согласование благочинному и в ЕОРОиК, а затем на утверждение благочинному;

- годовой отчет о деятельности по соответствующей форме и предоставляет его в ЕОРОиК в установленные сроки.

2.5. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению обязан:

- соблюдать правила церковного благочестия и нравственности;

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и послушания, возложенные на него настоящими рекомендациями;

- исполнять иные обязанности, вытекающие из настоящих рекомендаций;

- выполнять указания правящего архиерея, благочинного и ЕОРОиК;

- не разглашать конфиденциальную информацию;

- не высказывать при публичных выступлениях (устно или письменно) свою позицию, противоречащую официальной позиции Русской Православной Церкви, епархии, благочиния.

2.6. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

III. Права

3. В целях исполнения обязанностей штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению имеет право:

- участвовать в работе Приходского собрания;

- запрашивать в ЕОРОиК информацию, необходимую для оптимизации духовно-просветительской работы на приходе, учебно-методические пособия и т. д.;

- выносить на рассмотрение благочинного предложения об оптимизации и развитии своей деятельности и о создании необходимых условий для выполнения служебных обязанностей, ходатайствовать перед благочинным о предоставлении помещений, оборудования, других материальных и денежных средств;

- по благословению настоятелей приходов, в которых осуществляет деятельность, привлекать сотрудников приходов для содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

- рекомендовать настоятелям приходов благочиния кандидатуры прихожан и сотрудников данного или другого прихода в качестве преподавателей и консультантов по тем или иным формам образовательной и катехизической деятельности;

- следить за качеством работы привлеченных лиц;

- обращаться к настоятелям приходов своего благочиния, к руководителям духовно-просветительских центров, воскресных школ для получения необходимой информации о деятельности прихода в сфере религиозного образования и катехизации;

- посещать приходы, воскресные школы, духовно-просветительские центры, православные образовательные учреждения благочиния с целью мониторинга их деятельности.

IV. Ответственность

4. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению несет ответственность:

- за несоблюдение норм поведения, принятых в рамках православной этики;

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных каноническим правом Русской Православной Церкви и трудовым законодательством Российской Федерации;

- за несвоевременное предоставление отчетов по проделанной работе;

- за несоблюдение графика работы;

- за совершенные в процессе осуществления своей деятельности нарушения требований актов, указанных в п. 1.2 настоящих Рекомендаций;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.2. Основными критериями оценки деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению могут являться:

- точное и своевременное исполнение своих обязанностей;

- число прихожан, участвующих в катехизических программах;

- повышение уровня церковной грамотности прихожан и сотрудников в приходах благочиннического округа;

- регулярное участие прихожан в богослужениях и церковных Таинствах, особенно Причащении Тела и Крови Христовой.

Косвенным критерием может стать повышение количества прихожан храмов благочиния.

V. Освобождение от должности

5.1. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению освобождается от занимаемой должности за невыполнение обязанностей изложенных в ч. 2 в соответствии ТК РФ.

5.2. Помимо общих оснований прекращения трудового договора, трудовой договор со штатным помощником благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению должен предусматривать, в соответствии со ст. 347 ТК РФ, дополнительные основания к его прекращению:

- наличие еретических заблуждений и их распространение, используя свой статус;

- отсутствие необходимых навыков (не справляется со своими обязанностями);

- самовольное оставление место служения.

5.3. Штатный помощник благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению может прекратить свою деятельность по собственному желанию. В этом случае он подает письменное прошение на имя благочинного и извещает ЕОРОиК о своем желании прекратить деятельность в должности помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению не менее чем за две недели до своего увольнения.

Устав Русской Православной Церкви

 

Глава XVI. Приходы

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.

3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.

5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.

7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.

8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета.

Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом.

Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия.

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.

14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.

17. В случае принятия общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

1. Настоятель

18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.

19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.

20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:

а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;

б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями священноначалия;

в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;

г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;

д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;

е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания;

ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;

з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета;

и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;

к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о своей работе;

л) осуществление официальной церковной переписки;

м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;

н) выдача свидетельств о крещении и браке.

21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.

2. Причт

22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее чем из двух лиц — священника и псаломщика.

Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.

26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.

27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.

28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.

29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.

30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.

3. Прихожане

31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.

32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.

33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.

4. Приходское собрание

34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания.

В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом.

35. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случае признания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из приходского собрания решением последнего.

При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично.

36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.

Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.

37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.

38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.

41. Протокол приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов приходского собрания. Протоколы приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.

42. Решения приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.

43. В обязанности приходского собрания входит:

а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно- нравственному возрастанию;

б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;

в) принятие и исключение членов приходского собрания;

г) избрание приходского совета и ревизионной комиссии;

д) планирование финансово хозяйственной деятельности прихода;

е) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;

ж) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;

з) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;

и) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов приходского совета и докладов ревизионной комиссии;

к) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета;

л) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), уставом епархии, уставом прихода, а также действующим законодательством;

м) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;

н) забота о состоянии церковного пения;

о) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;

п) рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальному управлению.

5. Приходской совет

44. Приходской совет является исполнительным органом прихода и подотчетен приходскому собранию.

45. Приходской совет состоит из председателя, помощника настоятеля и казначея.

46. Приходской совет:

а) осуществляет решения приходского собрания;

б) представляет на рассмотрение и утверждение приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;

в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;

г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;

д) решает текущие хозяйственные вопросы;

е) обеспечивает приход необходимым имуществом;

ж) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;

з) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;

и) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

47. Члены приходского совета могут быть выведены из состава приходского совета решением приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.

48. Председатель приходского совета без доверенности осуществляет от имени прихода следующие полномочия:

  • издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников прихода; заключает с работниками прихода трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности (эти полномочия председатель приходского совета, не состоящий на должности настоятеля, осуществляет по согласованию с настоятелем);
  • распоряжается имуществом и денежными средствами прихода, в том числе заключает от имени прихода соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
  • представляет приход в суде;
  • вправе выдавать доверенности на осуществление от имени прихода предусмотренных настоящей статьей Устава полномочий, а также осуществлять контакты с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в связи с осуществлением данных полномочий.

49. Настоятель является председателем приходского совета.

Епархиальный архиерей вправе своим единоличным решением:

а) освободить по собственному усмотрению настоятеля от должности председателя приходского совета;

б) назначить на должность председателя приходского совета (сроком на три года с правом назначения на новый срок без ограничения числа таких назначений) помощника настоятеля (церковного старосту) либо другое лицо, в том числе клирика прихода, с введением его в состав приходского собрания и приходского совета.

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода.

50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и (или) председатель приходского совета в пределах их компетенции.

51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.

52. В случае переизбрания приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя приходского совета приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.

53. Обязанности помощника председателя приходского совета определяются приходским собранием.

54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.

6. Ревизионная комиссия

55. Приходское собрание из числа своих членов избирает ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения ревизионная комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания.

В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею.

56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.

57. Члены приходского совета и ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.

58. В обязанности ревизионной комиссии входит:

а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг;

б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества;

в) ежегодная инвентаризация имущества прихода;

г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.

59. Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.

 

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 3 февраля 2013 года.

***

Определение

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)

Об избрании состава Общецерковного суда Русской Православной Церкви

В связи с истечением срока полномочий членов Общецерковного суда, на основании пункта 1 статьи 29 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор определяет переизбрать членов на новый срок и утвердить Общецерковный суд Русской Православной Церкви в следующем составе:

  1. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор — председатель;
  2. митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий — заместитель председателя;
  3. архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий;
  4. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий;
  5. епископ Брянский и Севский Александр — секретарь.

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

***

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)

Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается:

  • во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов;
  • во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие.

***

Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.

Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулироваанием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях.

Лучший способ предупредить возникновение упомаянутых проблем и разрешить большинство из них — это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи. В православной пастырской традиции накоплен опыт поамощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе. Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, является результатом нравственной дезориентации общества. Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданского общества среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической программы развития молодого поколения. При этом следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию. Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем.

Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение.

Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде этих стран введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства. Законодательные гарантии прав ребенка базируются в упомянутых странах на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания детей и защиты их прав. Семейное законодательство этих государств также исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела. Более того, даже если система ювенальной юстиции не противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить возможность ее введения с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения.

Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.

Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети.

Церковь напоминает, что в большинстве стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой — действуют специализированные социальные органы, в том числе органы опеки и попечительства. Впрочем, и данная система нуждается в гражданском контроле, который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи. В связи с этим может потребоваться доработка правовых актов и практики правоприменения в отношении несовершеннолетних, а также правовых актов, регулирующих деятельность социальных органов в отношении несовершеннолетних. В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

Развитие единой специализированной инфраструктуры детского судопроизводства, как свидетельствует практика ряда стран, может приводить к неоправданному вмешательству государства и иных внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети, что влечет за собой крайне негативные для семьи и общества последствия. Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры — изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка.

Должна быть исключена и возможность радикальной передачи властных полномочий в сфере защиты семьи негосударственным организациям, поскольку они не должны подменять государство в осуществлении его законных полномочий.

Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний. Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода. Примечательно, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок, и, согласно статье 20, соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью. Таким образом, при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание не только ближайших родственников, но и крестных родителей стать опекунами ребенка, поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей и восприемниками в соответствии с традициями Русской Православной Церкви.

Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью.

При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты
материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, — на благочиннических уровнях. Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей. Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти. Освященный Собор выражает надежду, что успешное разрешение описанных проблем поможет укреплению семьи и в целом достижению лучшей жизни наших сограждан.

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

***

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

Дополнительная информация