Super User
Понедельник, 14 Октябрь 2013 20:54

Герои нашего времени

Если читатель раскроет книгу, которая была написана лет эдак сто пятьдесят тому назад, то при встрече с ее персонажами ему не составит никакого труда разобраться, кто здесь герой, а кто негодяй. За редким исключением. Таким, например, как произведения Роберта Стивенсона, где с виду добропорядочный джентльмен оказывается вдруг готовым на что угодно ради нескольких сотен пиастров, а головорез-пират неожиданно демонстрирует потрясающее великодушие.

    

    

А в основном, в искусстве герой был героем, а негодяй — негодяем. Однако со временем два этих понятия стали размываться. Герой приобретал качества подлеца, а негодяй становился героем.

Пожалуй, первым из русских классиков, кто на роль главного героя поставил негодяя, был Гоголь. «…Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, — писал Николай Васильевич, — потому что… нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека … Нет, пора наконец припрячь и подлеца». Припрягли подлеца. Так на свет появился Павел Иванович Чичиков. Но личность этого мошенника никогда не вызывала симпатий ни у одного нормального читателя. Образ негодяя становится притягательным лишь в XX веке. Но и это произошло не сразу. Герой превращался в подлеца постепенно.

Агент 007

В исконно русском искусстве нет авантюристов. Эти господа, как и прочие негативные персонажи, пришли к нам с Запада. Началось все с рыцарских романов, потом появились «Три мушкетера» (вернее, как читатель помнит, их было четверо). Четыре смелых и талантливых молодых человека, которые превратили свою жизнь в череду бессмысленных авантюр и любовных приключений. Русский герой всегда был сложней и духовней. Однако наш народ хотел видеть авантюристов. И авантюристы пришли в русское искусство всерьез и надолго, если не навсегда.

    

Наверное, самым популярным вымышленным героем XX века является Джеймс Бонд — «агент 007», состоящий на службе в разведке Ее Величества. Образ этого человека до сих пор невероятно популярен, несмотря на то, что с момента выхода первой книги о нем прошло уже 60 лет. У нас в России, например, едва ли не каждый гражданин знает, что два ноля перед семеркой в личном номере Джеймса Бонда говорят о лицензии на убийство. Одним из самых «крутых» и дорогих автомобильных номеров является «007». Даже дворник, употребляющий исключительно 72-й портвейн, помнит, что, по рецепту мистера Бонда, коктейль из мартини с водкой готовят «смешивая, но не взбалтывая». Домохозяйки уверены, что 007 непобедим. Вот на экране его берут в плен некие негодяи, избивают и связывают, а главный из киноподонков говорит на отвратительном русском: «Прощайтесь с жизнью, Бонд. Вы полетите в Англию в цинковом гробу». 007 невозмутим. «Вы ошибаетесь, — отвечает он, — я уверен, что полечу домой в салоне первого класса». После этих слов негодяи оказываются дивным образом повержены, а Бонд, оставив за своей спиной груду развалин, снова появляется перед телезрителем целым и невредимым. Бонд умен, смел, силен, красив, обладает прекрасным чувством юмора. Он борется за добро и справедливость (по крайней мере, так преподносятся авторами фильма его деяния). И отличается… исключительной половой распущенностью! За один фильм он соблазняет несколько девушек. И это отвратительное качество его личности для миллионов поклонников становится еще одной добродетелью. Ведь ложь гораздо опасней тогда, когда она смешена с правдой. Но грех в этом герое еще обнажен не до конца, он завуалирован и скрыт за отдельными его положительными качествами.

«Улицы разбитых фонарей»

Герои этого сериала, вышедшего на экраны в далекие девяностые, хорошо известны российскому зрителю. Несколько честных и доблестных милиционеров, эдаких «своих в доску» парней, которые не берут взяток и беспощадно борются с преступностью, нам всем давно полюбились. Толик Дукалис, Ларин, Казанова, Мухомор стали едва ли не членами семей. И на первый взгляд очень даже хорошо, что на экране телевизора появились такие положительные представители государственной власти. Но есть одно «но». На протяжении всего сериала эти борцы с преступностью почти не «просыхают». Едва ли не в каждой серии они скидываются по десятке, после чего один из милиционеров бежит в ларек за пивом и водкой. Следующая сцена – распитие спиртных напитков прямо в рабочем кабинете. Причем, в фильме это показано еще достаточно скромно, в отличие от книг. Зачем обнажается эта не лучшая сторона их жизни? Быть может, в подражание авторам западных детективов, герои которых пьют круглые стуки? Например, у Джеймса Чейза персонажи расстаются с бутылкой виски только в случае собственной смерти. Есть мнение, что такое поведение киномилиционеров проплачено определенными сферами бизнеса.

Так или иначе, но молодой человек, который равняется на подобных героев, имеет все шансы стать честным, доблестным… алкоголиком.

Бригада

Деградация героев продолжалась. И в 2002 году на телеэкраны выходит фильм «Бригада», повествующий о жизни и криминальных «подвигах» нескольких московских бандитов в лихие девяностые.

    

И по фильму ребята-то они вроде бы неплохие. Главный из них — Саша Белый — даже отказывается торговать оружием и наркотиками. Только вот, как и положено настоящим бандитам, они, несмотря на всю свою «положительность», время от времени постреливают в таких же, как и они, вроде бы неплохих парней. Зритель, правда, этого почти не видит: большинство кровавых разборок вынесено за кадр. После выхода фильма на экраны по стране прокатилась волна подростковой преступности. Малолетние ребятишки, играя в «Бригаду», грабили и убивали уже по-настоящему. Защитники сериала говорят, что фильм рассказывает о «настоящей мужской дружбе», что в нем есть предупреждение для тех, кто встал на криминальный путь, ведь все герои, кроме Саши Белого, в конце погибают. Такое мнение поражает. Что, о настоящей мужской дружбе можно рассказать только на примере уголовной шушеры? Да, друзья Саши Белого погибают, но ведь сам он остается в живых и мстит. А ведь многие мальчишки хотят себя видеть именно в его роли.

Нулевой рейтинг

Так блудники, алкоголики и бандиты победоносно шагают по каналам российского телевидения, а с недавних пор приз зрительских симпатий завоевала еще и одна болгарская колдунья по имени Ванга. Впрочем, это закономерно. Те силы, которые движут творцами вышеперечисленных сериалов, появляются во всей своей неприкрытости. Герои приобретают совершенно четкие дьявольские очертания. Маскировка уже почти не нужна. Зритель подготовлен к восприятию таких персонажей предыдущим телеобстрелом.

Примечательно, что подобная деградация героев происходит не только в нашей стране и не только в кинематографе или на телевидении. Например, Австрию на конкурсе «Евровидение-2014» будет представлять певица-трансвестит, некая Кончита Вюрст. В Германии на сегодняшний день самым популярным человеком является не футболист, не киноактер и не эстрадная звезда, а министр иностранных дел Гидо Вестервелле, который то ли «женился», то ли «вышел замуж» за человека одного с ним пола. При необходимости список таких «героев» можно продолжать до бесконечности. Однако и так тенденции очевидны.

Так, может быть, уже пора выпрягать подлеца и отправлять его на свалку истории, достаточно уже он диктовал свои правила в искусстве. Быть может, настало время остановить победоносное шествие Чичиковых, Казанов, Белых и иже с ними и дать место настоящим героям? Например, князю Мышкину, Пьеру Безухову, Петру Гриневу.

    

Вспомним, что смелости и отваге можно научиться не только у Джеймса Бонда и питерских милиционеров: в русской истории тому есть множество замечательных примеров. Поймем, что у колдунов не учатся духовной жизни, а на бандитов равняться нельзя. Мне могут возразить, что других героев сейчас в искусстве попросту нет, а интеллигентный человек не может жить без музыки, литературы и кинематографа. В ответ на это хочется вспомнить один диалог из «Собачьего сердца»:

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине, — сказал профессор Преображенский. — И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!

– Да ведь других же нет, — с недоумением ответил доктор Борменталь.

– Вот никаких и не читайте.

Конечно, Господь не всем дал талант творить и вводить в искусство новых героев, но ведь отказаться от лицезрения колдунов и негодяев на экранах телевизора может абсолютно каждый. Пусть рейтинг этих фильмов опустится до нуля. Есть на пульте красная кнопка, которая выпроводит из вашего дома нежеланных гостей. Если, конечно, хватит мужества ее нажать.

Священник Дионисий Каменщиков

7 октября 2013 года

pravoslavie.ru

Понедельник, 14 Октябрь 2013 20:52

Олимпийский огонь — зачем молитва Зевсу?

29 сентября в греческой Олимпии, на родине античных Олимпиад, был торжественно зажжен огонь зимних Игр Сочи-2014. Выступившая в роли верховной жрицы греческая актриса Ино Менегаки, прочитав символическую молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой «подарить мир всем народам земли и увенчать победителей священных состязаний», и зажгла факел от солнечных лучей с помощью параболического зеркала. В ближайшую субботу на мраморном стадионе «Панатинаикос» в Афинах огонь будет передан российской стороне, а на следующий день, 6 октября, он прибудет в Москву.

Чем является чтение молитвы греческим богам: данью традиции или подлинной языческой молитвой? Ситуацию комментирует протодиакон Андрей Кураев:

Я думаю, что Россия и наша Церковь упустили очень важную возможность внести свой вклад в историю олимпийского движения. Россия как хозяйка Олимпиады могла бы обратиться к единоверной православной Греции с тем, чтобы изменить невесть когда и кем введенную новинку в ритуале зажжения олимпийского огня.

Да, прежде всего это именно новинка. Античные источники ничего не знают насчёт того, чтобы были какие-то церемонии зажжения и хранения олимпийского огня. Сама по себе эстафета огня – это идея доктора Геббельса для Берлинской олимпиады. Но, опять же, неизвестно, молились ли актрисы и жрицы языческим богам в 36-м году. Понятно, что оккультному духу нацизма это очень соответствовало, но, тем не менее, даже в фильме Лени Рифеншталь, посвящённом Берлинской олимпиаде, этого не показано. Так что я полагаю, что это всё же некая современная новинка.

К тому же мы знаем, что на некоторых послевоенных олимпиадах никаких эстафет в принципе не было, и огонь зажигался в буквальном смысле в камине. К примеру, в 1952 году, когда была Олимпиада в Норвегии, огонь зажгли не в Олимпии, а в доме пионера-основоположника норвежского лыжного спорта Сондре Норхейма. На другую Олимпиаду огонь просто доставили самолётом, а вот сейчас для него почему-то придумали самый длинный и самый сложный маршрут. На мой взгляд, вокруг этого сейчас нагнетается слишком много пафоса.

Второе. Организаторы утверждают, что это лишь спектакль. Но у нас как у православных церковных людей должна быть память о мученике Геласии. Геласий был профессиональным актёром, и в пародийном комическом представлении о христианах играл роль христианина-неофита. Геласий изображал христианина, принимающего Крещение. Коллеги-актёры бросили его в ванну с теплой водой, но Геласий вышел из воды действительно преображенным. Когда его одели в белые одежды, он воскликнул: «Я – христианин! Когда я был в купели, я видел сияние Божие, и теперь я готов умереть христианином».

Сначала все аплодировали тому, какая это интересная находка, но он начал доказывать, что это не шутка. В конце концов, Геласия насмерть забросали камнями, и христиане почитают его, как мученика. Соответственно, неизбежен и обратный вопрос: как далеко может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам? Как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества «духовной настройки» не только действователя, но и зрителя.

Вспомним советы апостола Павла – как поступать с идоложертвенной пищей. Я, например, пришел в гости к знакомому язычнику. А он по ходу беседы угощает меня каким-то мясом. Вполне возможно, что плов, поставленный передо мной, изготовлен из того ягненка, который был принесен в жертву перед статуей Аполлона, то есть является “идоложертвенным”. Как я должен вести себя? “Если кто из неверных позовет вас… то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования” (1 Кор. 10, 27).

Но среди христиан есть такие, что не очень твердо понимают правила христианского поведения. Есть люди, сохранившие «идольскую совесть» (1Кор. 8,7). Они «имеют об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред» (блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, С. 445). Так что надо различать онтологию (или богословие) и педагогику. С точки зрения бытийной, реально-сущей, идол есть ничто и идоложертвенное не вредит человеку. «Нет в них никакой тайной силы», — пишет об идоложертвенных трапезах Климент Александрийский (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с. 119). Поэтому, приобретая пищу для самого себя на рынке можно не интересоваться – идоложертвенная она или нет.

С точки же зрения педагогической – прежде чем самому пользоваться этим своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть. “Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью” (1 Кор. 10,29). Апостол Павел, сказавши: “Идол в мире ничто” (1 Кор. 8, 4), тут же с сокрушением добавляет: “Но не у всех такое знание” (1 Кор, 8, 7). И если такой, немощный в вере, христианин станет подражать поступку христианина более совершенного, – то он поступит против веления своей собственной совести.

“Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать” Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 20,2 // Творения св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, Спб., 1904, с. 129). Не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище.

Еще недавно европеец мог быть убежден в том, что окружающее его люди чужды язычеству. Лишь полвека назад язычество было надёжно похоронено в европейском мире, и театр действительно равнялся театру. Сегодня я боюсь, что это далеко не так.

Современное сознание очень активно долбится оккультной пропагандой. Поэтому там, где один человек произносит слово «дух» даже в светском понимании – как некое настроение и пафос — весьма возможно, что кто-то из миллионов его слушателей слово «дух» воспринимает именно как некого персонажа, которого можно вызывать и к которому можно обращаться. А на церемонии в Олимпии позавчера как раз много говорилось о духе: мол, с этим огнём, дарованным богами, дух Олимпиады войдёт в каждое русское сердце и в каждый дом.

Словом, если учесть, в какое время мы живём, мне кажется, есть смысл нажать на тормоза и приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. Нас (Церковь) постоянно обвиняют в том, что мы куда-то лезем. Но вот теперь у нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам? Мы же не требуем, чтобы православные священники освящали вашу церемонию. Кстати, на прошлом подобном ритуале присутствовал местный епископ. На этот раз, слава Богу, греческого епископа не было.

Беседовала Ксения Кириллова

pravmir.ru

7 октября 2013 года в Подгорице (Черногория) состоялось освящение кафедрального храма Воскресения Христова. В освящении собора и Божественной литургии в нем приняли участие Главы и представители Поместных Православных Церквей, ставшие участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта.

8 октября 2013 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

8 октября 2013 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой лавре после Божественной литургии и молебна состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с присутствовавшей за богослужением делегацией сирийских иерархов.

11 октября 2013 г. епископ Герман совершил молебное пение с чином закладки камня в основание строящегося храма в честь святителя Луки, архиепископа Крымского с. Новое Село Брюховецкого района.

XIX Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, организованные Кубанской митрополией Русской Православной Церкви совместно с Администрацией Краснодарского края, прошли 10 октября в Краснодаре.

9 октября 2013 года правящий архиерей Ейской епархии совершил Божественную Литургию в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова станицы Новониколаевской Калининского района.

Поистине беспрецедентное событие состоялось 5 октября в поселке Жатай. В истории Якутии такого еще не бывало, чтобы сразу после великого освящения храма в главном церковном богослужении одновременно участвовали митрополит, два архиепископа и пять епископов! Причем не только Русской Церкви, но и представителей Поместных Православных Церквей – Грузинской и Польской.

30 сентября 2013 года правящий архиерей Ейской епархии совершил Божественную Литургию в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Красное Кущевского района.

Дополнительная информация