Герои нашего времени

Если читатель раскроет книгу, которая была написана лет эдак сто пятьдесят тому назад, то при встрече с ее персонажами ему не составит никакого труда разобраться, кто здесь герой, а кто негодяй. За редким исключением. Таким, например, как произведения Роберта Стивенсона, где с виду добропорядочный джентльмен оказывается вдруг готовым на что угодно ради нескольких сотен пиастров, а головорез-пират неожиданно демонстрирует потрясающее великодушие.

    

    

А в основном, в искусстве герой был героем, а негодяй — негодяем. Однако со временем два этих понятия стали размываться. Герой приобретал качества подлеца, а негодяй становился героем.

Пожалуй, первым из русских классиков, кто на роль главного героя поставил негодяя, был Гоголь. «…Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, — писал Николай Васильевич, — потому что… нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека … Нет, пора наконец припрячь и подлеца». Припрягли подлеца. Так на свет появился Павел Иванович Чичиков. Но личность этого мошенника никогда не вызывала симпатий ни у одного нормального читателя. Образ негодяя становится притягательным лишь в XX веке. Но и это произошло не сразу. Герой превращался в подлеца постепенно.

Агент 007

В исконно русском искусстве нет авантюристов. Эти господа, как и прочие негативные персонажи, пришли к нам с Запада. Началось все с рыцарских романов, потом появились «Три мушкетера» (вернее, как читатель помнит, их было четверо). Четыре смелых и талантливых молодых человека, которые превратили свою жизнь в череду бессмысленных авантюр и любовных приключений. Русский герой всегда был сложней и духовней. Однако наш народ хотел видеть авантюристов. И авантюристы пришли в русское искусство всерьез и надолго, если не навсегда.

    

Наверное, самым популярным вымышленным героем XX века является Джеймс Бонд — «агент 007», состоящий на службе в разведке Ее Величества. Образ этого человека до сих пор невероятно популярен, несмотря на то, что с момента выхода первой книги о нем прошло уже 60 лет. У нас в России, например, едва ли не каждый гражданин знает, что два ноля перед семеркой в личном номере Джеймса Бонда говорят о лицензии на убийство. Одним из самых «крутых» и дорогих автомобильных номеров является «007». Даже дворник, употребляющий исключительно 72-й портвейн, помнит, что, по рецепту мистера Бонда, коктейль из мартини с водкой готовят «смешивая, но не взбалтывая». Домохозяйки уверены, что 007 непобедим. Вот на экране его берут в плен некие негодяи, избивают и связывают, а главный из киноподонков говорит на отвратительном русском: «Прощайтесь с жизнью, Бонд. Вы полетите в Англию в цинковом гробу». 007 невозмутим. «Вы ошибаетесь, — отвечает он, — я уверен, что полечу домой в салоне первого класса». После этих слов негодяи оказываются дивным образом повержены, а Бонд, оставив за своей спиной груду развалин, снова появляется перед телезрителем целым и невредимым. Бонд умен, смел, силен, красив, обладает прекрасным чувством юмора. Он борется за добро и справедливость (по крайней мере, так преподносятся авторами фильма его деяния). И отличается… исключительной половой распущенностью! За один фильм он соблазняет несколько девушек. И это отвратительное качество его личности для миллионов поклонников становится еще одной добродетелью. Ведь ложь гораздо опасней тогда, когда она смешена с правдой. Но грех в этом герое еще обнажен не до конца, он завуалирован и скрыт за отдельными его положительными качествами.

«Улицы разбитых фонарей»

Герои этого сериала, вышедшего на экраны в далекие девяностые, хорошо известны российскому зрителю. Несколько честных и доблестных милиционеров, эдаких «своих в доску» парней, которые не берут взяток и беспощадно борются с преступностью, нам всем давно полюбились. Толик Дукалис, Ларин, Казанова, Мухомор стали едва ли не членами семей. И на первый взгляд очень даже хорошо, что на экране телевизора появились такие положительные представители государственной власти. Но есть одно «но». На протяжении всего сериала эти борцы с преступностью почти не «просыхают». Едва ли не в каждой серии они скидываются по десятке, после чего один из милиционеров бежит в ларек за пивом и водкой. Следующая сцена – распитие спиртных напитков прямо в рабочем кабинете. Причем, в фильме это показано еще достаточно скромно, в отличие от книг. Зачем обнажается эта не лучшая сторона их жизни? Быть может, в подражание авторам западных детективов, герои которых пьют круглые стуки? Например, у Джеймса Чейза персонажи расстаются с бутылкой виски только в случае собственной смерти. Есть мнение, что такое поведение киномилиционеров проплачено определенными сферами бизнеса.

Так или иначе, но молодой человек, который равняется на подобных героев, имеет все шансы стать честным, доблестным… алкоголиком.

Бригада

Деградация героев продолжалась. И в 2002 году на телеэкраны выходит фильм «Бригада», повествующий о жизни и криминальных «подвигах» нескольких московских бандитов в лихие девяностые.

    

И по фильму ребята-то они вроде бы неплохие. Главный из них — Саша Белый — даже отказывается торговать оружием и наркотиками. Только вот, как и положено настоящим бандитам, они, несмотря на всю свою «положительность», время от времени постреливают в таких же, как и они, вроде бы неплохих парней. Зритель, правда, этого почти не видит: большинство кровавых разборок вынесено за кадр. После выхода фильма на экраны по стране прокатилась волна подростковой преступности. Малолетние ребятишки, играя в «Бригаду», грабили и убивали уже по-настоящему. Защитники сериала говорят, что фильм рассказывает о «настоящей мужской дружбе», что в нем есть предупреждение для тех, кто встал на криминальный путь, ведь все герои, кроме Саши Белого, в конце погибают. Такое мнение поражает. Что, о настоящей мужской дружбе можно рассказать только на примере уголовной шушеры? Да, друзья Саши Белого погибают, но ведь сам он остается в живых и мстит. А ведь многие мальчишки хотят себя видеть именно в его роли.

Нулевой рейтинг

Так блудники, алкоголики и бандиты победоносно шагают по каналам российского телевидения, а с недавних пор приз зрительских симпатий завоевала еще и одна болгарская колдунья по имени Ванга. Впрочем, это закономерно. Те силы, которые движут творцами вышеперечисленных сериалов, появляются во всей своей неприкрытости. Герои приобретают совершенно четкие дьявольские очертания. Маскировка уже почти не нужна. Зритель подготовлен к восприятию таких персонажей предыдущим телеобстрелом.

Примечательно, что подобная деградация героев происходит не только в нашей стране и не только в кинематографе или на телевидении. Например, Австрию на конкурсе «Евровидение-2014» будет представлять певица-трансвестит, некая Кончита Вюрст. В Германии на сегодняшний день самым популярным человеком является не футболист, не киноактер и не эстрадная звезда, а министр иностранных дел Гидо Вестервелле, который то ли «женился», то ли «вышел замуж» за человека одного с ним пола. При необходимости список таких «героев» можно продолжать до бесконечности. Однако и так тенденции очевидны.

Так, может быть, уже пора выпрягать подлеца и отправлять его на свалку истории, достаточно уже он диктовал свои правила в искусстве. Быть может, настало время остановить победоносное шествие Чичиковых, Казанов, Белых и иже с ними и дать место настоящим героям? Например, князю Мышкину, Пьеру Безухову, Петру Гриневу.

    

Вспомним, что смелости и отваге можно научиться не только у Джеймса Бонда и питерских милиционеров: в русской истории тому есть множество замечательных примеров. Поймем, что у колдунов не учатся духовной жизни, а на бандитов равняться нельзя. Мне могут возразить, что других героев сейчас в искусстве попросту нет, а интеллигентный человек не может жить без музыки, литературы и кинематографа. В ответ на это хочется вспомнить один диалог из «Собачьего сердца»:

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине, — сказал профессор Преображенский. — И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!

– Да ведь других же нет, — с недоумением ответил доктор Борменталь.

– Вот никаких и не читайте.

Конечно, Господь не всем дал талант творить и вводить в искусство новых героев, но ведь отказаться от лицезрения колдунов и негодяев на экранах телевизора может абсолютно каждый. Пусть рейтинг этих фильмов опустится до нуля. Есть на пульте красная кнопка, которая выпроводит из вашего дома нежеланных гостей. Если, конечно, хватит мужества ее нажать.

Священник Дионисий Каменщиков

7 октября 2013 года

pravoslavie.ru

Дополнительная информация