​У российских нотарусов появились святые покровители

Накануне в кафедральном храме Христа Спасителя появилась новая икона – образ святых мучеников Маркиана и Мартирия. Образ был написан специально по заказу российских нотариусов, которые получили на это благословение патриарха Кирилла, сообщает сайт Федеральной нотариальной палаты.

Решение о помещении иконы святых нотариев Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя было принято после того, как Российское историческое общество направило соответствующее ходатайство патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и получило благословение предстоятеля Русской церкви.

Икона была написана в юбилейный для российского нотариата год. 150 лет назад, 27 апреля 1866 года император Александр II подписал Положение о нотариальной части, положившее начало формированию в России нотариата как отдельного правового института.

Освящение иконы мчч. Маркиана и Мартирия в храме Христа СпасителяОсвящение иконы мчч. Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя
Фото: Федеральная нотариальная палата

Торжественную церемонию в храме Христа Спасителя посетила многочисленная делегация представителей нотариального сообщества под руководством президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, а также президенты нотариальных палат субъектов РФ, члены Правления ФНП, нотариусы из разных регионов России, представители научного исторического сообщества, известные юристы.

Священнослужители совершили чин освящения иконы христианских мучеников Маркиана и Мартирия, почитаемых в качестве небесных покровителей нотариусов. После торжественного молебна каждый присутствующий получил возможность поклониться иконе.

Ранее, в марте 2016 года икона святых мучеников Маркиана и Мартирия была освящена в храме святых Петра и Павла в Новой Басманной слободе.

О святых Маркиане и Мартирии

Христианские мученики Маркиан и Мартирий, пострадавшие при императоре Констанции II (IV век), почитаются в Православной и Католической церквях.

Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом. Кроме того, они несли послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, у патриарха Павла Исповедника.

Император Констанций II стоял за ариан (еретиков, настаивающих на тварности Бога-Сына и неединосущности его с Богом-Отцом), в то время как его братья Константин и Констант были на стороне никейцев. После смерти братьев и войны с Магнецием Констанций II утвердил арианство как единственное верное вероисповедование в империи.

Павел Исповедник в 350 году был изгнан из столицы и отправлен в ссылку в Армению, где он принял мученическую кончину. Некоторое время спустя были схвачены в Константинополе Маркиан и Мартирий, исповедовавшие Никейский Символ веры.

Святые мученики Маркиан и МартирийСвятые мученики Маркиан и Мартирий
Фото: Русская икона

Еретики пытались привлечь святых на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Маркиан и Мартирий твердо исповедовали православие, за что были приговорены к смерти. Им отрубили головы. Верующие взяли мощи и похоронили их у Меландийских ворот в Константинополе.

После победы никейцев над арианами Маркиан и Мартирий стали почитаться как святые мученики в империи. Иоанн Златоуст построил в память их церковь. Он же составил службу, канон для которой написал Иосиф Песнописец. Служба помещена в Минеи 25 октября.

Нотарии в ранней Церкви

Изначально нотариями (одна из архаичных форм слова «нотариус») были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме святой Софии в Константинополе. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь вывела его в область светской жизни, и появились нотариусы для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы.

Развитие церковного нотариата шло интенсивнее, чем в гражданской сфере. Гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства, выстроенного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей в церковной сфере было столь же высоко, как императорских - в светской.

Впоследствии в светской области нотариат окончательно установился в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

Из книги Н. Ляпидевского «История нотариата» известно, что нотариусы присутствовали при епископах во время беседы с народом и записывали их стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывали все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим.

Блаженный Августин на одном из церковных соборов предостерегал народ следующими словами: «Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим, и все, что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты».

Усекновение мучеников Маркиана и МартирияУсекновение мучеников Маркиана и Мартирия

В нотариусы избирались люди, не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. Насколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их избирались не только в епископы, но даже папы.

Кроме того, представители корпорации нотариусов должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Они также писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, например, дарственные в пользу Церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения.

Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. Однако Церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян».

Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает Н. Ляпидевский, в сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия.

Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Н. Ляпидевского, особенно до конца XI века, встречается порядок установленный нормами римского права.

Из различных исторических источников известно, что византийские юристы и особенно нотарии считали своими покровителями святых мучеников Маркиана и Мартирия, которым молились об успехах на юридической ниве.

rublev.com

Дополнительная информация