Каковы перспективы православных интернет-СМИ и блогов в реальной жизни православных? Отвечают редакторы и публицисты интернет-изданий.
— Каковы, на ваш взгляд, наиболее яркие православные блоги и какая у них перспектива?
Виктор СУДАРИКОВ, ответственный редактор портала «Православие и мир»:
— Полезным мне представляется сайт prichody.ru — проект внутрицерковный, просветительский, помогающий устройству приходов — и тем, кто в них трудится, и тем, кто приходит помолиться. И в условиях нынешней самозамкнутости приходов такой портал очень нужен, но чтобы развиваться — ему нужна большая направленность на диалог и обсуждение.
Число православных блогов растет, и авторы по-разному относятся к их ведению — кто-то выкладывает ссылки на церковные тексты и иллюстрации, кто-то ведет личный дневник (хотя многие конечно и побаиваются, не станут ли тексты из социальной сети поводом для претензий начальства). Некоторые авторы-публицисты используют блоги для отработки и обсуждения своих идей, которые потом входят в статьи. Думаю, что такой ситуация и будет в ближайшие годы — многообразие и расширение. При этом, люди занимающие разные позиции в жизни и в сети, общаются не так часто. Преодоления раздробленности пока не видно.
Есть такая «клерикальная» точка зрения, что православными стоит считать только интернет-ресурсы, принадлежащие церковным организациям. А лучше бы вообще сделать один церковный мега-ресурс, все же остальное будут частные ресурсы, к Церкви отношения не имеющие. А конкуренция, разные точки зрения – это «не наш метод».
Думаю, что жизнь Церкви, в том числе и в медиа-пространстве, такую точку зрения не поддерживает, как не поддерживает ее и православная экклезиология. Церковь – не только клир и причт, но все христиане. Поэтому еще будут возникать независимые православные СМИ.
Евгения ЖУКОВСКАЯ, специалист Управления делами Московской Патриархии:
— А что мы понимаем под яркостью и перспективностью? Скажем, есть сообщество «Устав». Мы куда его отнесем? Оно популярно в кругу церковных блогеров и православных христиан, знакомых с блогосферой. Оно многочисленно и разнообразно, если посмотреть список подписчиков. Несмотря на некоторое затухание сообщества, он по-прежнему регулярно обновляется, люди задают вопросы, касающиеся церковной жизни, и получают ответы. Однако есть и другие блоги, которые ведут православные христиане. Подписчиков здесь в разы больше, а обсуждаемые темы острее — с точки зрения внешних по отношению к Церкви людей. И считать ли нам такие аккаунты успешными? Вот что для Церкви полезнее: проанализировать вопрос частоты причастия и формы подготовки к главному Таинству или рассмотреть очередной скандал вокруг того или иного клирика Русской или другой Поместной Церкви?
Вот почему, пусть они не так известны в среде широкой общественности, мне кажутся успешными такие проекты, как «Устав», как официальный блог Межсоборного присутствия. Успешными уже просто потому, что они существуют, дают возможность любому человеку, подключенному к интернету, поделиться своим мнением, донести до всех аргументированную позицию по тому или иному вопросу.
Почти каждый день в социальных сетях появляется какой-нибудь новый региональный проект: православные, церковные СМИ, епархиальные подразделения, благочиния, приходы открывают аккаунты, авторы православных СМИ заводят свои странички. В каждом конкретном случае — это успех. Потому что вне храма возникает возможность нести слово Божие, беседовать друг с другом, выстраивать внутрицерковную коммуникацию.
— Удалось ли с помощью соцсетей решить новые церковные задачи? Как бы вы оценили успех (или неуспех) миссии в сети на сегодня?
Виктор СУДАРИКОВ:
— Если говорить о блогах, то по-моему миссионерски полезны и насыщены те из них, в которых автор как-то приоткрывает свой духовный мир. Да, это очень рискованно, в открытую душу легко плюнуть — что мы часто и видим. Да, в таких случаях нельзя играть или фальшивить — это будет сразу видно. Так же видны и заблуждения тех, кто пишет искренне. Но зато это тот редкий случай, когда через сеть может быть передана не только информация, но и некая толика внутренней жизни человека. Это может заставить задуматься… И в этом будет успех миссии.
Евгения ЖУКОВСКАЯ:
— Да, безусловно. Например, в рамках Межсоборного присутствия происходит всестороннее обсуждение документов в том числе и в интернете. Причем в Официальном блоге Присутствия комментарии оставляют одни пользователи, на Официальном сайте Присутствия — другие, на «Богослове.ру» — третьи. По окончании дискуссий сотрудники Управления делами Московской Патриархии сводят все поступившие отзывы. Мы видим, что в одной и той же среде — интернете — разные площадки посещают читатели из разных аудиторий.
Что касается успеха миссии, то все зависит от целей, которые перед собой ставят создатели православных медиапродуктов. На Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: если мы игнорируем в своей работе интернет-пространство, мы расписываемся в собственной беспомощности и нерадении. Конечно, рост числа православных сайтов, аккаунтов в социальных сетях — сигналы успеха. Признание на высшем уровне необходимости присутствия Церкви в интернете тоже можно отнести к успеху. Участие в общецерковной дискуссии огромного количества пользователей — не успех ли и это? Другое дело, что с этим успехом мы будем делать. Нам нужно переходить к формированию дискуссионной культуры не только в интернете, но и в реальной жизни. Чтобы также живо и интересно обсуждались, скажем, проекты Присутствия между священнослужителями и мирянами в самых разных приходах нашей Церкви. Вот тогда действительно можно будет говорить об успехе.
Диакон Дмитрий АСРАТЯН, редактор портала «Патриархия.ru:
— О решении задач говорить еще рано, но количественный рывок в орторунете произошел. Теперь самое главное — чтобы количество перешло в качество. К сожалению, уровень «шума», на мой взгляд, в современных СМИ слишком велик. Много полезной информации, но есть и откровенный спам, а кроме того, в любом СМИ значительная часть информации устаревает или теряет актуальность уже на следующий день после публикации. Всякий раз возникает вопрос: а стоило ли терять на чтение новостей драгоценное время?
Что касается собственно миссии, то есть свидетельства об истине Христовой для «внешних», то в этом направлении успехи весьма скромные (если есть). Практически все наши ресурсы — официальные, полуофициальные, общественные, блоги и проч. — в основном рассчитаны на церковную или околоцерковную аудиторию. Говорить с атеистами, агностиками, инославными и т.п. мы пока не умеем, а то и не хотим учиться.
Но соцсети — это еще один способ передачи информации от говорящего к слушающему. Церковь просто не может не воспользоваться еще одним инструментом для проповеди. Кроме того, соцсети позволяют наладить не только прямую, но и обратную связь с адресатами. Разумеется, в этом случае приходится отфильтровывать неизбежный информационный «шум», но очень важно, чтобы со стороны представителей Церкви была готовность услышать своих собеседников, даже если они говорят не совсем то, или совсем не то, что нам хотелось бы.
— Тенденция к упрощению всего в сети: короткие тексты, комиксовость, клиповость, язык демотиваторов, инфотейнмент, геймификация: нет ли тут противоречия с глубиной церковного послания миру?
Виктор СУДАРИКОВ:
— Язык интернета соответствует миру городского человека нашего времени — со всеми проблемами и пороками — многознайством, вечной спешкой, суетливой клиповостью впечатлений и суждений, поверхностным отношением к жизни. Но разве Церковь не должна обращаться и к такому человеку? При этом ведь не обязательно копировать все существующие приемы общения. По примеру свв. Кирилла и Мефодия, которые взяли за основу народные наречия, обогатили и трансформировали их греческой мудростью и создали язык, прекрасно приспособленный для выражения отношений между человеком и Богом, мы и сегодня можем стремиться указать на вечное с использованием некоторых приемов, понятных человеку нашего времени.
Евгения ЖУКОВСКАЯ:
– Большие аналитические тексты по-прежнему читают. Исследователи отмечают, что серьезные материалы пользователи обычно оставляют себе на выходные, когда времени больше, или на дорогу из дома на работу и обратно.
Конечно, медиатренды проникают в православный сегмент интернета. И я не вижу в этом ничего плохого. Разве плохо, когда церковную историю люди изучают посредством викторин, ставших в последнее время популярными сразу на нескольких православных интернет-порталах? Или когда в социальных сетях гуляют демотиваторы с изречениями святых отцов? Или когда Журнал Московской Патриархии представляет динамичный видеоролик, снятый в актуальной технологии?
А к какому тренду отнести начинание на нашем портале «Приходы», позволяющее людям услышать песнопения, посмотреть видео с их исполнением и все это вперемешку с рассказом, объяснением богослужебных текстов и устава? К развлечению? Или все-таки к глубине церковного послания миру? Создавая данный ресурс мы, кстати, изначально выбрали самую скучную тему и самый неинтересный пласт пользователей: «Приходы» информируют о сугубо церковных вопросах от богослужебных практик до разъяснения церковных документов, причем делается это все для воцерковленных людей, регулярно участвующих в жизни Церкви и приступающих к церковным Таинствам. Но при этом, повествуя о том, чем живет Церковь, собирая по всей канонической территории Московского Патриархата вести приходов, мы активно используем такие жанры материалов, как инфографика, фотозарисовки. Надеемся, что в скором времени будут запущены аудио- и видеоблоки.
Мы живем здесь и сейчас. Поэтому должны научиться искусно овладеть медиаинструментами, чтобы спасти хотя бы некоторых.
Диакон Дмитрий АСРАТЯН:
— Форма церковной проповеди, вероятно, может быть любой. Ветхозаветные пророки прибегали к тому, что мы бы сейчас назвали перформансом. Главное — быть услышанным. Другое дело — не надо недооценивать аудиторию, презирать ее и считать, что ничего сложнее демотиватора твой собеседник не в состоянии понять.
Ольга ГУМАНОВА, публицист, интернет-редактор, модератор портала Матроны.ру:
— Евангелие — просто. Евангельские притчи, выражаясь современным языком, клиповы и рассказывают о простых вещах. Так что демотиваторы, православные «вирусные» открытки с цитатами из Священного писания и святых отцов — это как раз возвращение к истокам. Краткость послания не исключает его глубины. Напротив, это искусство, это очень сложная и интересная творческая задача — уложить глубокое церковное послание в картинку, которую пользователь просмотрит в ленте за полсекунды.
— Приход и интернет: какие здесь могут быть тренды?
Евгения ЖУКОВСКАЯ:
– Я думаю, хотя бы раз в неделю каждый приходской сайт должен обновляться сообщениями о социальном, просветительском, молодежном, миссионерском служении, работе воскресной школы. Я по совместительству являюсь помощником настоятеля храма пророка Илии в Черкизове по информационной деятельности и точно знаю, что новостей у нас предостаточно для ежедневного обновления. Что это за новости? Мы пишем обо всем: как прошла уборка к тому или иному празднику, как приходская молодежь съездила на экскурсию в музей, как добровольцы развозят немощных прихожан, как воскресная школа проводит реформу в соответствии с новыми синодальными стандартами церковно-приходских школ. Также стараемся каждую неделю пополнять аудиоархив проповедями настоятеля.
Сайт – очень удобная форма оповещения прихожан о предстоящих и прошедших событиях. Мы регулярно публикуем объявления приходского совета, а также расписание богослужений с указанием служащих клириков. Раз в две недели на сайте также появляется свежий выпуск приходской газеты «Илиинский вестник», которая регулярно выходит с апреля 2012 года на четырех полосах. Газету мы выкладываем в интернет из-за того, что аудитория здесь иная: на сайт заходят не только прихожане. И, оказывается, нашу газету читают не только в Москве и России. Мы этому рады.
Нам нужно уходить от номинального присутствия приходов в интернете. Написать сообщение о том, что кто-то помогает приходу, дело получасовое. Зато, быть может, кто-то, прочитав текст, также захочет присоединиться к социальной службе храма. Наши приходские сайты должны стать ресурсами, рассказывающими о всей полноте жизни, освященной Благой Вестью о Христе Воскресшем. Они должны стать еще одним местом для внебогослужебного общения прихожан. Приходской сайт – хорошее подспорье в просветительской работе прихода. Скажем, здесь можно размещать информацию о Таинствах Церкви, как к ним готовиться, куда и к кому обращаться, а также ответы на самые распространенные вопросы.
Ольга ГУМАНОВА:
— Когда-то для привлечения людей в храм служили колокола. Они напоминали, что здесь поблизости есть церковь и в ней скоро начнется служба. В наше время с той же целью гораздо успешнее можно использовать интернет-расписания. В отличие от колоколов, они практически ничего не стоят. Можно создать группы приходов в соцсетях, приходские блоги, все это привлечет людей, которые до сих пор «верили в душе».
Очень большой плюс к миссионерской эффективности — это когда все, что прихожане какого-то храма, православные активисты делают в интернете, служит приглашением не просто в какую-то абстрактную церковь когда-нибудь, а в конкретное место и в конкретное время: «Приглашаем вас не просто прийти в Православие, а на литуругию в храм святителя Николая Чудотворца в воскресенье в 9:00 по адресу ул. Зеленая дом 15. Мы вас ждем и после литургии будем рады налить вам чаю и ответить на все ваши вопросы».
В сети часто задают вопросы: подскажите, куда я могу успеть, например, на соборование в районе моей работы? На службы Страстной Седмицы? В таком случае работающим, занятым православным людям хорошо могла бы помочь общая база расписаний богослужений по разным городам. Такая, в которую можно было бы набрать станцию метро или улицу и получить расписание всех имеющихся богослужений именно в этом районе.
Православные часто не знают, что происходит в соседнем приходе. Где есть какие дискуссионные клубы, богословские кружки, молодежные собрания, группы милосердия и так далее. Все это тоже хорошо было бы объединить в единую базу, где каждый мог бы найти себе дело по душе.
nsad.ru
Фото сайта nnm.ru