Торжества, которые возглавил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
У главных ворот храмового комплекса Святейшего Патриарха Кирилла встречал епископ Езрас (Нерсисян), глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.
В числе почетных гостей были Президент Республики Армения Серж Саргсян, иерархи Армянской Апостольской Церкви, государственные деятели Армении, России и других стран, представители христианских конфессий, мусульманской, иудейской и буддийской общин.
В кафедральном соборе к участникам торжеств и многочисленным гостям обратился Католикос Гарегин II. Затем собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Кирилл:
«Католикос-Патриарх всех армян Гарегин II! Ваше Превосходительство, господин Серж Саргсян, Президент Армении! Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Езрас! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!
С особым чувством я хотел бы приветствовать сегодня армянскую общину России в связи с этим выдающимся историческим событием. Мы знаем, что армянская община пострадала наравне с другими христианскими общинами России в годы лихолетья, а храмы, которые с любовью воздвигались армянским народом на территории России, часто подвергались разрушениям. Такая судьба постигла и армянские храмы в Москве, и когда, значительно позже, у армян появилась возможность собираться для молитвы, им было предоставлено небольшое помещение часовни в армянской части Ваганьковского кладбища. Но мы знаем, насколько размер этой часовни и ее внешний вид не соответствовали реальным потребностям армянской общины. И я хотел бы выразить благодарность Вам, Ваше Святейшество, и владыке Езрасу, за те усилия, которые были предприняты для того, чтобы в городе Москве был построен храм, соответствующий по своим размерам и благолепию огромной армянской общине, проживающей на территории Российской Федерации и, в частности, в городе Москве.
Мы возводим храмы не для того, чтобы просто создать некие памятники, напоминающие о нашей эпохе или о тех, кто принимает участие в их строительстве. Строительство храмов обращено в будущее. Храм строится для того, чтобы люди могли собираться для молитвы, а всякая молитва связана с переоценкой самого себя. Не может быть молитвы без подлинного покаяния, не может быть молитвы без глубокого внутреннего анализа личности того, кто молится. Именно такая молитва и угодна Богу — молитва, которая сопровождается большой внутренней работой над самим собой. А если бы не было так, то, наверное, практически ничего не осталось бы от христианской цивилизации.
Именно потому, что молитва приближает нас к Богу через внутренний духовный подвиг, она дает нам возможность, опираясь на Божественный ответ на нашу молитву, опираясь на силу Божию, менять к лучшему самих себя и окружающий нас мир. Сегодня перед всеми нами, верующими людьми, стоят очень большие задачи и грозные вызовы. Мы входим, вернее, уже вошли в эпоху не воинственного, но очень сильного отрицания людьми Бога. И происходит это не потому, что какие-то очередные философы выдумали очередную философию, отрицая Божественное бытие, а потому что вся цивилизация работает на то, чтобы Бог перестал быть главной ценностью человека и наш взор был уведен в другую сторону. Нам предлагают другие цели и ценности — богатство, деньги, наслаждения, власть. И что перед всем этим Бог? Какое место Он занимает в жизни тех людей, которые своей внутренней, интеллектуальной, идейной, духовной доминантой имеют нечто иное?
Сегодня мы все вместе призваны доказать миру и самим себе, что идея Бога жива. И доказать это можно только тем, что происходит в нашей душе. Для этого мы и строим храмы, — чтобы пред лицом Божиим, очищая себя от своих грехов, мы становились лучше, сильнее, чтобы слова наши были убедительнее, потому что в таком случае они будут подкрепляться нашими добрыми делами.
Те, кто провозглашает XXI век постхристианской эпохой, глубоко ошибаются. И в этом смысле Россия и Армения дают очень яркий пример того, что религиозное измерение не исчезает из народной жизни, но, напротив, укрепляется; и факт строительства армянского храма в Москве об этом ярко свидетельствует. Я от всего сердца хотел бы пожелать армянской общине, построившей такой прекрасный храм, духовно возрастать, укрепляться в вере, являть пример христианской жизни и ближним, и дальним.
Наши Церкви — Русская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь — находятся в добром, братском сотрудничестве и взаимодействии на протяжении столетий. Этот христианский фундамент является той общей платформой, на которой вырастает духовная жизнь армян и россиян, и нет более мощной объединяющей основы, чем общие ценности. Глубоко убежден, что дальнейшее развитие отношений между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью, совместная работа, осуществление совместных проектов будут содействовать духовному возрастанию наших народов, а значит, укреплению связей между нашими народами — тех связей, которые прочнее любых политических и экономических взаимоотношений. Потому что мы знаем времена, когда не было ни того, ни другого, а народы наши жили в мире, в уважении друг к другу, и осознавали друг в друге своих братьев и сестер. Дай Бог, чтобы укрепление духовной жизни россиян и армян содействовало, в том числе, и упрочнению братских отношений между нашими народами и нашими странами. Я хотел бы сердечно поздравить Вас, Ваше Святейшество, и всех присутствующих с этим замечательным событием».
Затем Предстоятели Русской и Армянской Церквей и Президент Республики Армения Серж Саргсян проследовали в главное административное здание комплекса, где осмотрели выставку «История армян в России».
В Тронном зале комплекса состоялось общение Предстоятелей и главы армянского государства.
В заключение Патриарх Кирилл, Католикос Гарегин и С. Саргсян вышли во двор храмового комплекса, где открыли памятник, символизирующий братские отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей.
Материалы сайта patriarchia.ru