Обращаясь к присутствующим, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал:
«Уважаемый господин посол, дорогие братья и сестры!
Рад этой замечательной возможности встретиться с представителями русской диаспоры в Стамбуле. Вы лучше, чем я, знаете, как меняется ситуация в этом городе, насколько возрастает число наших людей, которые временно или постоянно здесь проживают. Эта тенденция наблюдается по всей Турции, и для нас, конечно, самый важный вопрос — как организована ваша духовная жизнь.
В городе есть подворья афонских монастырей, они были русскими, но не относятся к юрисдикции Московского Патриархата. Сейчас осталось подворье одного русского монастыря — Пантелеимонова.
Кроме того, как вы знаете, в свое время мы освятили храм на посольской даче в Бююк-Дере. Это тоже место, где, надеюсь, можно будет собираться для молитвы.
Я хотел бы от вас услышать, что происходит в вашей жизни, какие проблемы существуют».
Представители русской диаспоры рассказали Святейшему Патриарху Кириллу о судьбе афонских подворий, которые до XX века принадлежали русским, а потом в связи со сложившейся тогда политической ситуацией стали греческими. В настоящее время Ильинская церковь находится под угрозой продажи и уничтожения, похожая ситуация складывается и с Андреевским подворьем. Русские верующие даже не могут провести там ремонт, поскольку не получают на это разрешения.
В продолжение разговора о судьбе святынь, которые в свое время были устроены и благоукрашены трудами, заботами, попечением православных русских людей, Святейший Патриарх Кирилл поделился с собеседниками рассказом своего духовного отца митрополита Никодима (Ротова) о посещении в 1959 году Андреевского скита, когда-то — самого большого русского монастыря на Афоне. Владыка Никодим был первым за несколько десятилетий священнослужителем из России, кому удалось приехать на Святую Гору. Оставшийся в этой обители пожилой русский монах беспокоился о судьбе хранившихся здесь на протяжении веков святынь, облачений, подаренных императорской семьей. После его кончины из скита все было вывезено.
«Сейчас по милости Божией этот скит восстанавливается заботами Ватопедского монастыря, которому он принадлежит, — отметил Его Святейшество. — Я посещал Андреевский скит; там греческие монахи, русских — совсем немного. Скит восстанавливается не так скоро, как хотелось бы, но никаких прав на него мы не имеем. Как в Андреевском, так и в Ильинском скиту (он принадлежит монастырю Пантократор — прим.) проживали русские монахи, пополнялись они за счет русских, русские их оберегали. Но юридически эти скиты — часть греческих монастырей». При этом он обратил внимание собеседников, что важным фактором дальнейшего развития скитов должна стать историческая связь этих обителей и их подворий с Россией, с Русской Церковью и с русской культурой, достоянием которой они являются.
Представители соотечественников засвидетельствовали свою заинтересованность в сохранении и восстановлении зданий подворий. Обсуждалась также инициатива открытия русской школы в Стамбуле. «Диаспора наша активно развивается, сейчас речь идет о тысяче детей, — рассказали они Святейшему Патриарху. — В настоящее время мы обсуждаем в социальных сетях, какой именно должна быть школа».
На встрече также был поставлен вопрос о необходимости пастырской работы с русскоязычными, приезжающими в Турцию. «Нам нужно поддержать молодых людей, которые сюда приезжают, направить их, поддержать в вере», — говорили представители диаспоры Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Каждый участник встречи получил от Святейшего Патриарха Кирилла памятный дар — Казанскую икону Божией Матери.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru