По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Игнатий!
В сей знаменательный день, когда Церковь творит память преподобных Германа и Сергия Валаамских — основателей этой святой обители, воля Господня, «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), исполнилась о тебе. Тайнодейственным наитием Небесного Утешителя через возложение на твою главу архиерейских рук ты был поставлен на высшую иерархическую ступень, получив неизреченный дар (см. 2 Кор. 9:15) — дар епископства.
Чин церковный повелевает мне в этот важный момент обратиться к тебе с советом и наставлением. Сказанные слова пусть запечатлеются в сердце твоем, и да будут они непреложным руководством, твердым ориентиром в предлежащем тебе почетном и спасительном, но вместе с тем нелегком и ответственном служении.
Промыслом Владыки мира и решением Священноначалия твоему архипастырскому попечению вверена новообразованная Костомукшская епархия, входящая в состав Карельской митрополии. В этом уникальном регионе с многонациональным населением, богатой историей и дивной природой тебе предстоит созидать приходскую жизнь, развивать социальную, образовательную, миссионерскую работу. Данный край пока не знаком тебе. Посему призываю тебя прибегать за помощью к твоему старшему собрату — Преосвященному митрополиту Мануилу, который на протяжении двух десятилетий совершает служение на Карельской земле. Уважительно относись и к советам умудренных опытом клириков, хорошо знающих местные особенности и реалии. Всегда считайся с мнением своих сослужителей, привлекай их к участию в епархиальных делах, дабы соборными трудами, сохраняя «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), нести людям благую весть о том, «что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14).
В современном обществе создаются такие условия жизни, при которых каждому пастырю, наипаче же — архипастырю, необходимо быть учительным (см. 2 Тим. 2:24), прилагать все усилия к тому, чтобы помочь соотечественникам обратиться ко Христу и обрести правду Божию. Очень часто равнодушие людей к вопросам веры, настороженность по отношению к Церкви объясняется не личными убеждениями и неприятием евангельских истин, а отсутствием живых примеров, свидетельствующих о подлинной радости общения с Богом, и воздействием на человеческое сознание существующих ныне стереотипов. Как епископ, ты должен стремиться преодолевать преграды для проповеди Слова и являть миру тот свет, о котором говорит Спаситель, обращаясь к своим ученикам (см. Мф. 5:14-16).
Особых трудов, особой пастырской настойчивости и осмотрительности потребует от тебя работа с подрастающим поколением, которое чутко реагирует на сторонние влияния и легко подпадает под власть сомнительных авторитетов, навязываемых массовой культурой. Ты же должен вразумить молодых людей, научить их всякой премудрости (см. Кол. 1:28), указав спасительный, единственно верный путь — путь любви и правды.
Исполнить это нелегко. Чтобы взрастить в сердцах людей добрые плоды духа (см. Гал. 5:22) и тем представить себя делателем неукоризненным, право правящим слово истины (см. 2 Тим. 2:15), ты должен во всем являть собой образ Великого Пастыреначальника, Который сказал о Себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Памятуя об этих словах Искупителя человеческого рода, стремись отдавать все силы и способности делу спасения вверенных тебе людей и их водительства в Царствие Небесное. Будь для них заботливым отцом, рассудительно и неослабно пекущимся о них, радеющим об их духовной пользе, воспринимающим их тяготы и скорби как свои собственные. Будь для них мудрым наставником, указующим путь к стяжанию христианских добродетелей и собственным примером научающим жизни по евангельским заповедям. Будь ревностным блюстителем душ (см. 1 Пет. 2:25), охраняющим их от козней лукавого, прозревающим их недуги и несовершенства и направляющим тех, кто «претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Сугубое же попечение проявляй о тех, кто в силу различных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в поддержке, участии, помощи. Помощь таким людям воспринимай не как одну из обязанностей, сопряженных с архипастырским званием, но как свой прямой христианский долг. Милосердие твое должно измеряться не только количеством средств, которые ты жертвуешь нуждающимся, не только масштабом социальных проектов, но прежде всего любовью и радостью, с которыми ты благотворишь. Проявить заботу, вселить надежду, ободрить советом, утешить в постигших испытаниях — вот в чем прежде всего состоит твоя задача по отношению ко всем нуждающимся, труждающимся и обремененным (см. Мф. 11:28).
Назидаемый этими словами, ты вступаешь на стезю апостольского подвига. Совершая сие славное служение духа (см. 2 Кор. 3:8), помни о том, что иерархическая власть, отныне принадлежащая тебе, связана со многими соблазнами и искушениями. Чтобы не давать повода ищущим повода (см. 2 Кор. 11:12), тебе надлежит быть бдительным и избегать корыстолюбия и тщеславия, как о том говорит святитель Василий Великий: «Да не надмевает тебя высота церковного сана, но более да смиряет, ибо преуспеяние в смирении есть преуспеяние души, а лишение и бесчестие рождаются от высокомудрия» (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 5, стр. 51). Неизменно следуй призыву сего угодника Божия и, пользуясь полномочиями и привилегиями, приличествующими епископскому сану, не за начальствующего себя почитай, но за смиренного раба Христова, исполняющего волю Господню от души (см. Еф. 6:6). Помышляй не о людских почестях и благах, но наипаче всего о том, чтобы сделать твердым свое звание и избрание (см. 2 Пет. 1:10) и по окончании земного поприща дать добрый ответ Нелицеприятному Судии.
Ты хорошо подготовлен к служению здесь, в Карелии. Ты имеешь прекрасное образование, открывшее для тебя, в том числе, возможность свободно использовать финский язык, ибо часть твоей жизни была связана с Финляндией, где ты проходил обучение после окончания духовных учебных заведений в Русской Православной Церкви. Это возлагает на тебя особую ответственность и за проповедь Христа Спасителя среди финского населения. Мы знаем, что в соседней Финляндии существует Финская Православная Церковь, и это хороший пример, указывающий на то, что не по национальностям люди принадлежат к той или иной конфессии, а по сознательному выбору. И потому проповедь твоя не должна ограничиваться русскими людьми, славянами, но распространяться и на тех, для кого финский язык и финская культура являются родными.
Теперь же прими сей жезл и преподай благословение народу Божию, молившемуся о тебе во время хиротонии. Господь да направит предлежащее тебе служение ко спасению твоему и твоей паствы, к вящей славе Его Святой Церкви. Аминь.
Материалы сайта patriarchia.ru