По поводу необходимости такого предмета, как Закон Божий, в околоцерковной среде спорили и спорят очень много. А с момента появления в школе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» эти дискуссии всколыхнулись с новой силой.
Сторонники Закона Божия считают, что его в России преподавали исконно, повсеместно, с исключительной полнотой, и дети получали тогда от учителей всё, что положено любому христианину знать о своей вере. Вот и ныне бы, как встарь, предписать обучение Закону Божию — всем и полно, без изъятий. Он бы, как шар воздушный, возносил души к облакам!
Те, кто настроен к нему критически, отвечают: нет, не полезен был Закон Божий, а вреден! «Исторический эксперимент» с его преподаванием закончился печально! Нельзя детей приучать к слову Божию с помощью розги! А для современной школы немыслимо рекомендовать Закон Божий даже в самой малой мере. Это ведь свинцовая болванка, неокрепшую веру вмиг утопит... Кто прав?
ДО ЗАКОНА БОЖИЯ
Прежде всего: допетровская Русь Закона Божия не знала. Было ли в том благо? Вот уж нет, нисколько.
Московское царство выросло на окраине бывшей Киевской Руси, в глухих дебрях, на холодном севере. Очень долго не существовало тут ни мощной традиции духовного просвещения, ни ученого монашества, лучше всего способного к подобному труду, ни даже простейших школ. Горько говорить, но Русская Церковь веками мучима была страшным недугом — малограмотностью духовенства. Он поразил даже столь крупные центры, как Москва и Новгород Великий.
Большой русский святой, архиепископ Новгородский Геннадий, с тоской писал в Москву о том, каких претендентов на место священника доставляют к нему для поставления в сан: «Приведут ко мне мужика, и я велю... прочесть Апостол, а он и ступить не умеет; я велю Псалтирь дать, а он и по той едва бредет». Геннадий отказывал, но пришедшие со ставленником горестно уверяли: «Нет человека в нашей земле, кого бы можно избрать», — пусть-де поучится при архиерейском доме, а потом все же станет попом... Видя такое невежество, архиепископ молил: надо завести в Новгороде училище, где иерею ставили бы навык правильно читать священные книги и вести церковную службу.
Из этой тьмы Закон Божий выглядит как громадное достижение...
И в конце XV века, и в XVI веке русское правительство, а вместе с ним Русская Церковь не раз выражали потребность: надо, надо обзавестись школами! Но исторические источники твердо свидетельствуют о возникновении первых школ на Москве лишь в середине XVII столетия, при первых Романовых. До конца века через них не прошло и 1000 человек.
Основам веры учили хаотично.
Есть поблизости «книжный» человек, готовый даром или за малую мзду учить ребятишек, так они будут знать кое-что. А нет такого — они и длинной молитвы не сведают: весь «закон Божий» сведется для них к «Отче наш», «Господи, помилуй!» да «грешен, батюшка»...
Да, в Московском царстве водилось немало первоклассных знатоков Священного Писания, канонов и церковной истории. Но они проходили, большей частью, не через школу, а через наставничество. Знания о вере передавались из рук в руки, из уст в уста, лучшие богословы не знали «регулярного» образовательного процесса. Каждый русский «книжник» допетровской эпохи — «штучный товар».
КАК В РОССИЮ ПРИШЕЛ ЗАКОН БОЖИЙ
Первое в России пособие по Закону Божию составил при Петре I архиепископ Феофан Прокопович. Но это вовсе не значит, что сейчас же по всей стране началось его изучение. Его прежде всего познавали учащиеся духовных школ. Долгое время духовная школа в России не имела деления на ступени, однако постепенно произошло размыкание на духовные академии (церковные «вузы»), семинарии и уездные училища. Закон Божий изучался в последних. И, разумеется, без знания его нельзя было получать образование в семинарии. Школяры уездных училищ и семинаристы составляли тысячи, а затем десятки тысяч по всей стране. Выпускники становились псаломщиками, дьяконами и священниками во храмах. Следовательно, для них Закон Божий являлся частью «профессионального обучения». Тем, без чего их будущая деятельность оказывалась просто немыслимой. Но как же другие дети?
А они совсем не сразу стали изучать этот предмет как часть обязательной программы. При государыне Елизавете Петровне, в 1743 году, вышло государственное и церковное предписание: обязательно давать детям знание букваря, счета и основ веры, т. е. главной части Закона Божия. Но на огромных просторах России не существовало в ту пору сети общеобразовательных школ с четко определенной программой. То, чему научится ребенок, в очень значительной степени зависело от воли родителей и приходского попа. Притом в первую очередь это касалось именно первейших начал Закона Божия.
Во второй половине XVIII столетия, при Екатерине II, в низших («народных») училищах повсеместно ввели Закон Божий, но составные его части обнимали то большее пространство учения, то меньшее... Вот например: следует ли включать туда понятие о благовоспитанности и нравственных идеалах? Долгое время были уверены: да, несомненно! Затем решительно отказались. Лишь к середине XIX века сложилось твердое представление о том, что должно составлять Закон Божий. Туда вошли: свод основных молитв, представление о богослужении, Священная история, а также катехизис — наставление в основах веры.
Но и в XIX веке колоссальное количество детей вовсе не училось в какой-либо школе. В лучшем случае (у дворян, богатых купцов) им доставались домашние учителя, в худшем — все те же родительские педагогические усилия да благосклонное внимание местных представителей духовенства.
Итак, не надо представлять старую Россию как поле многовекового, повсеместного и фундаментального изучения Закона Божия. Он сделался обязательным предметом преподавания за полтора века до революции, а форму полную и основательную получил всего-то за век до нее. Притом далеко не все дети могли приобщиться к нему в школе.
ЗАКОН БОЖИЙ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Минусы Закона Божия очевидны: они проистекали от стремления жестко закрепить в голове ученика сумму знаний — часто в ущерб более важной задаче: восприятию духа христианской веры. Разумеется, то, что воспринимается как нудная обязаловка, так или иначе вымывается из памяти — и весьма скоро. Но Закон Божий изучается не только для того, чтобы дать школьнику знание о вере и Церкви, он всегда мыслился как инструмент, помогающий спасению души. Если у мальчика или девочки выработалось устойчивое отталкивание от Закона Божия как, скажем, от нелюбимой геометрии, химии и т. п., разве пожелает он в переломные моменты жизни воспользоваться этим инструментом?
При всем том и плюсы у Закона Божия имелись огромные.
Прежде всего, он являлся хорошим профилактическим лекарством от разного рода суеверий, искаженных представлений о сути христианства, ересей, безграмотных «мудрований» насчет веры. Он избавлял от дремучего невежества. Кроме того, Закон Божий задавал единое культурное поле для миллионов людей. Единые знания, единое понимание православного богослужения, единый корпус молитв давали им возможность легко общаться и понимать друг друга в вопросах веры. Как сказали бы сейчас, Закон Божий «облегчал коммуницирование». Солдат и мещанин, провинциал и столичный житель, приходя на литургию, в равной мере понимали, что происходит, какие действия уместны, а как поступать не следует. Решив обсудить что-либо, касающееся их вероисповедания, они находили общую почву для разговора. Для общества, по определению состоящего в основном из христиан, это великое дело.
Трудно сказать, что в конечном счете перевешивало — положительные или отрицательные стороны Закона Божьего. Во всяком случае, пользу от него современники знали и чувствовали.
* * *
Однако ныне вернуть его в школу невозможно. Главнейшая причина понятна: для современного общества христианство не норма, а идеал. Кто-то принимает этот идеал, кто-то отвергает, а кто-то к нему присматривается, но не готов занять твердую позицию. Как, на каком основании преподавать столь пестрой аудитории предмет, в который включено не только теоретическое знание о вере, но и практические навыки церковной жизни, то есть молитвы, понятие о богослужении, о требах? Закону Божию в современной школе пришлось бы с жестокими боями добывать «место под солнцем», преодолевая сопротивление тех родителей, кто не хочет делать христиан из своих отпрысков. Наверное, в нынешних условиях Закон Божий подходит лишь для православной гимназии да приходской воскресной школы.
СПРАВКА «ФОМЫ»: ФАКТЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО
Инициатор разработки курса Закона Божия — царь Петр Первый. По его приказу в 1720 году архиепископ Феофан (Прокопович) написал «Первое учение отроком» — первый учебник по Закону Божию. Он содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, «краткий катехизис, излагавший главнейшие догматы веры и заповеди Десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать детям всех званий.
Преподавание Закона Божия при Петре велось только в нескольких частных школах, к примеру, в школе для бедных детей, основанной в 1721 году Феофаном (Прокоповичем), в начальных школах при уральских заводах, открытых В. Н. Татищевым по указанию Петра Первого. В то же время в «математических» и «навигацких» школах, открытых при Петре, преподавание Закона Божия не предусматривалось.
Первый массовый учебник Закона Божия издан был только в 1765 г. — «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» иеромонаха Платона (Левшина; впоследствии митрополита Московского). «Православное учение» представляло собой программу обучения Закону Божию наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I), большое место в ней было уделено вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и использовалась как в школах, так и для наставления народа.
Впервые в учебную программу светских учебных заведений Закон Божий был введен только в 1774 году. В 1786 г. в школьное обучение была введена «Книга о должностях человека и гражданина», изданная при ближайшем участии императрицы Екатерины II, где догматы веры стали больше подтверждаться доводами разума, чем Св. Писанием, и изучались лишь настолько, насколько были необходимы для нравоучительных выводов. В 1819 г. книга была изъята из школьного употребления.
Обязательным преподавание Закона Божия стало только с 1819 года, благодаря манифесту 1817 года, в котором император Александр I потребовал, чтобы «христианское благочестие было основанием истинного просвещения».
С 1828 года в качестве основного учебного пособия при изучении Закона Божия стал применяться «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), сперва написанный по-русски, но затем, по требованию тогдашнего министра народного просвещения адмирала А. С. Шишкова, переведенный на церковнославянский.
В правление Николая I программа обучения Закону Божию в гимназиях была такой: 1-й класс — Священная история Ветхого Завета (чтение важнейших мест), 2-й класс — изучение Нового Завета; в 3-м — большой катехизис (до 8-го члена Символа веры); 4-й класс — катехизис, введение в литургику; 5-й класс — окончание катехизиса, литургика с текстами важнейших молитв Святой литургии и из Цветной и Постной триодей; 6-й — история Восточной и Русской Церкви; 7-й — повторение важнейших тем.
Поначалу Закон Божий преподавался только священнослужителями (законоучителями), но в конце XIX — начале XX вв. миряне, в том числе и женщины, получившие специальную подготовку, также стали допускаться к преподаванию.
с 20 июля по 1 августа 1909 г. в Петербурге прошел Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. Его участники искали новые, менее формальные способы преподавания, обсуждали вариант отказа от обязательных учебников, думали, как приблизить обучение к реальной жизни. Но практических шагов не воспоследовало...
Подготовлено на основе статьи В. М. Бычковой «Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России».
ВОЛОДИХИН Дмитрий
foma.ru