Время – это дар Божий

Почему так важно рачительно относиться к времени, отпущенному нам для земной жизни Господом? Что христианин должен обязательно успеть сделать? И какая ошибка, какое опоздание может оказаться непоправимым? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.

Самый страшный бес для православного христианина – хронофаг, пожирающий наше время. Мы скачиваем фильмы, которые не смотрим. Мы скачиваем в интернете книги, которые не читаем. Мы можем весь день валяться на диване, смотреть в потолок и терять драгоценные мгновения нашей жизни. Человек должен научиться очень ответственно относиться к тому времени, которое ему отпущено.

В советское время я знал одного человека, который за свои вероубеждения сидел в сталинских концлагерях 20 с лишним лет. И он рассказал удивительную историю, имевшую место в его жизни где-то в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Он работал в пожарной охране в Москве, на Таганке. Этого человека звали Серафим Иванович, у него был брат, Николай. И Серафим был очень обеспокоен тем, что его брат не посещал церковь. Наставляя брата, он говорил: «Ходи в церковь, молись, не упусти время». На что брат Николай отвечал: «Вот когда я буду пожилым, как наш отец или наша мать, я обещаю тебе, Серафим, что буду ходить в церковь, буду молиться, буду исповедоваться, буду причащаться». И Серафим Иванович мне рассказывал, что однажды, когда он в очередной раз услышал такую отговорку, он по какому-то внушению сказал брату: «Николай, смотри не опоздай».

После этого разговора прошло дня два-три, и вдруг звонят по телефону в пожарную охрану, где служил Серафим Иванович, и сообщают: «Ваш брат – такой-то? Он доставлен в больницу в тяжелом состоянии: множественные переломы позвоночника. Приезжайте». Серафим отпросился на работе и бегом в больницу. И вот выходит из операционной врач и говорит ему: «Ваш брат попал в аварию. Мы пытались сделать все возможное. Но... множественные переломы позвоночника... Он погиб».

Началась обычная суета вокруг мертвого тела, оформление документов; они добились разрешения забрать тело домой. Дома обмыли покойника, переодели, положили в гроб, и только к 4 часам утра люди стали разбредаться по комнатам, чтобы немного поспать. А Серафим решил посидеть рядом с братом в кресле, побыть с ним, что называется, один на один. И вот, рассказывает он, как только сел он в это кресло, в доме воцарилась тишина, и он вдруг буквально провалился в некое сонное видение. И смотрит: заходит Николай – здоровый, молодой, красивый; подходит к нему, сидящему в кресле, и говорит: «Сима, Сима, ты слышишь? Я опоздал». Серафим Иванович вздрогнул и очнулся: он сидит в кресле, мертвое тело брата рядом.

Если человек опоздает на работу, ему придется писать объяснительную; если человек опоздает на встречу с другим человеком, он может попросить прощения, он может извиниться. Но если человек опоздает примириться с Богом, если он увлечется скоротечностью происходящих событий и не предпримет самого важного и необходимого решения в этой жизни – примириться с Создателем, он уже нигде и никогда не сможет этого сделать. Точка невозврата для любого человека – физическая смерть. Потому что когда человек умирает, он не имеет инструмента исправления, каковым является человеческое тело. Пока мы в теле, мы можем поститься – и наши старания будут оценены Богом; пока мы в теле, мы молимся – и наши молитвы услышаны; мы каемся, еще живя на земле, – и Бог видит наши слезы. В будущей жизни даже плач и скрежет зубов в аду никто не увидит и не услышит. Поэтому будем стараться жить по-христиански – пока есть хоть сколько-нибудь времени для того, чтобы обрести мир во Христе и со Христом.

Не будем бездумно растрачивать наши годы, наши месяца, дни, недели, часы, минуты, секунды, мгновения. Потому что никто из нас не знает, будет ли у нас следующее мгновение. А, может, уже не будет. А, может, у нас нет завтрашнего дня. Сколько людей, которые сейчас смотрят эту передачу, не увидят завтрашний день – мы этого не знаем. Сон каждого человека, когда мы ложимся спать, – это образ смерти, и мы молимся, указуя на нашу кровать: «Неужели мне одр сей гроб будет?»

Человек должен ответственно относиться к своему времени. Он не должен разменивать мгновения своей жизни на что-то пустое. Надо воспитать в себе чувства, чтобы жить с суточным Богослужебным кругом, седмичным, месячным и годовым. Старинные русские люди так и жили. И известный славянофил, историк Юрий Самарин писал, что даже если русский человек мог упиться до забвения самого себя, то, придя в храм, посмотрев на икону, которая лежит на аналое, посмотрев на украшения храма, он мог совершенно четко сказать, какой день недели, какой месяц и какое число. Наши предки действительно жили суточным, седмичным, месячным и годовым Богослужебным кругом. Это то, чего недостает многим из нас. И надо понять, что Православие – это не просто сумма неких знаний или вероубеждений. Православие – это, прежде всего, образ жизни, это то, как мы расходуем или не расходуем свое время.

Надо рачительно относиться ко времени. Это дар Божий – та жизнь, которую мы имеем на земле. В этой жизни всё решается. Человек не может спасти себя за гробом. Если до момента физической смерти он не обретет мир с Богом, он уже нигде и никогда не обретет его. Это очевидная истина. Но смотрите, в чем заключается парадокс нашей жизни. В этой земной жизни мы больше заботимся о теле, хотя мы точно знаем: наше тело умрет. Наше тело погибнет, как бы мы ни заботились о нем, и разложится в земле. День спасения человеческого тела – это когда тело проходит через смерть, разлагается в земле, возвращается в состояние предсуществования, становится прахом, но вот звук трубы архангела Гавриила – и тело воскресло. Вот день спасения тела, потому что воскресшее тело уже никогда не умрет. В этой земной теперешней жизни существование тела поддерживает душа. Душа выходит из тела – и тело мертво. В будущей жизни все будет наоборот, вышедшая из тела душа не имеет полноты бытия. Она или в преддверии мук, или в преддверии блаженств. Но когда тело воскреснет и душа вернется в это тело, уже тело сообщит душе полноту бытия.

И так будем бережно и рачительно относиться к каждому мгновению нашей жизни, потому что пока мы живы. Возможно, кто-то находится при смерти, может быть, произносит последние слова и молитвы... Здесь, пока мы живы, есть инструмент нашего исправления, здесь молитва будет услышана, слезы Бог увидит, а там – только допрос и только суд. Будем стремиться не опоздать примириться с Богом, как опоздал Николай, брат Серафима.

Протоиерей Олег Стеняев

28 марта 2016 г.
pravoslavie.ru

Дополнительная информация