Рождественский пост

15 ноября — 24 декабря (28 ноября — 6 января н. ст.)

Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь.Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь.

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Как проводить время постов

По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Существует пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Как приучить себя к посту

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

28 ноября для всех православных христиан наступает Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.

Священник Алексий Яковлев
Священник Алексий Яковлев

Священник Алексий Яковлев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Москва), сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, руководитель проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»:

– Волхвы пришли к яслям не с пустыми руками, а принесли Младенцу дары. Готовясь к Рождеству Христову, мы должны по-новому осмыслить свою жизнь, делать добро ближним, и с этими дарами подойти к Рождеству Христову. Каждый год в России – это год милости Божией. Рождество – это праздник мира, и в этот праздник наши соотечественники посещали больницы, тюрьмы, старались помогать другим. Мы жили мирно и с мусульманами, и с буддистами, они радовались тому, что есть такой замечательный праздник, хорошие традиции, связанные с ним.

 

Священник Филипп Ильяшенко
Священник Филипп Ильяшенко

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы:

– Во время Рождественского поста нужно больше внимания уделять главному – взаимоотношениям с Богом. Во время поста мы жертвуем очень немногим, но, даже отказываясь от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост– благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

 

Священник Алексий Веретельников
 

Священник Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва):

– Пост – это средство, помогающее очиститься от страстей и стать ближе к Богу. Тогда и сам праздник Рождества переживается иначе. Если во время поста нет возможности прийти в храм, мы должны просить у Бога прощение. Тем, кто редко причащается, нужно обязательно причаститься в Рождественский пост.

Конечно, в затвор тоже не надо уходить, нужно уделять внимание родственникам, можно немного посидеть с ними в новогоднюю ночь, но, тем не менее, нужно гореть перед Богом, поскольку у каждого есть огонек.

Часто у верующих пост становится автоматическим: просто меняется рацион питания, кто-то отказывается от просмотра телевидения – но живой веры нет. У нас не хватает ревности, а ее Господь может дать за стремление к Нему. Нам нужно просить, чтобы Господь даровал крепкую веру, нужно понуждать себя к молитве, а не к вычитке. Нужно понуждать себя к делам веры, постараться жить по духу, а не по букве, потому что Дух животворит. И нам важно быть христианами везде – начиная с кухонь, заканчивая храмами. Сразу это не получится, грехов много, мы немощные, но если будем с Божией помощью меняться, то Господь дарует, как многим святым, исцеление греховной проказы души.

У каждого – свое поле борьбы: у кого-то обострена зависть, у кого-то плотские страсти, у кого-то иные. Надо читать святых отцов, понимать, как они побеждали страсти, – мы не первые, кто с этим сталкивается. Например, если человека мучает зависть, нужно съездить в больницу, посмотреть, сколько есть несчастных людей, посочувствовать им и помочь – и через милосердие побороть страсть зависти. А во-вторых, пересилить себя и говорить: «Прости, Господи, помоги мне преодолеть эту зависть», – и помолиться за людей, в чем-то нас превосходящих. Это будет по-христиански. Это уже начало духовного роста.

 

Протоиерей Михаил Правдолюбов
Протоиерей Михаил Правдолюбов

Протоиерей Михаил Правдолюбов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках (Москва):

– Пост – это время, когда мы должны понять, для чего живем, какие у нас страсти и как с ними бороться. Это и есть задача и цель поста. Рождественский пост – это подготовка к Рождеству Христову, когда в мир пришел Спаситель Иисус Христос, поэтому мы должны бороться с греховными наклонностями в течение всего поста.

Во время поста нам особенно видны наши недостатки, например страсть осуждения, гнева, зависти, гордости. Надо бороться с этими страстями, молиться, исповедаться и причащаться. Чем ближе мы подходим к Богу, тем больше искушений, тем сильнее на нас нападает враг, диавол. Это видно, и с этим надо бороться. Сейчас в мире очень много зла, нужно побороться хотя бы с ненавистью и гневом. Гнев – это разрушение, это конец. Чем больше зла, тем быстрее приближение Второго пришествия, мир не сможет долго существовать во зле, он погибнет.

Еще хочется сказать по поводу встречи Нового года. Мои родители так встречали Новый год: они слушали речь Левитана, гимн Советского Союза, выключали радио и ложились спать – никакого веселья не было. По поводу чего веселье?! Что прошел год? Что стали ближе к смерти?! Мои родители всегда говорили, что нужно в Новый год вспомнить, что произошло в прошлый год, поблагодарить Бога за то, что еще один год жизни даровал, и попросить с молитвой благословление на следующий год. Также я не знаю, что такое «старый Новый год». «Старый Новый год» 14 января, а это Обрезание Господне. Какое веселье?!

Очень важно, чтобы люди в это время чувствовали свою семью, своих детей, чтобы это время проводили не в монастырях, а в своей семье, чтобы наставляли своих детей.

 

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Иеромонах Макарий (Маркиш)

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Самая существенная особенность Рождественского поста – что он Рождественский. Что он ведет нас к событию, смысл которого ускользает от неверующих и требует изрядного усилия, даже подвига сердца и рассудка, от верующих: Бог стал Человеком. Вот содействию этому подвигу и служит пост. А с противоположной стороны – тоже немалые усилия: пошлятина под видом культуры, идиотизм под видом рекламы, коммерческая лихорадка, алчность и обжорство – все что угодно, только бы скрыть от человека факт Воплощения Бога. И к нашему стыду, сорокадневные усилия православных людей по отбору и приобретению «постных» тортов, пирожных, бисквитов, конфет, шоколада, майонезов, маргаринов и т.п., становятся в тот же ряд.

 

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник московского Сретенского монастыря, заместитель главного редактора портала Православие.Ru

– Рождественский пост, как и любой другой, может стать для нас периодом воздержания в том числе и от излишней информации, которой буквально перегружены наши современники.

Сейчас люди, особенно живущие в городах (а таких, судя по всему, большинство), буквально опутаны по рукам и ногам разными информационными сетями, связями, контактами, лишающими человека мира, в первую очередь, душевного. Ключевую роль в этом играют социальные сети, мобильные устройства и классические СМИ, извергающие на нас постоянные потоки пустой информации, не несущей никакой реальной пользы для нашего ума и души. Это пожирает наше время и силы, которые Господь даровал нам для того, чтобы мы шли по пути спасения. Людей охватила какая-то безумная суета. Все это выхолащивает, иссушает душу, расслабляет дух и ничего больше. Часто мы сами предаемся этой суете под благовидным предлогом, оправдываем это некой необходимостью, работой, дружбой или «делами».

Наступающий Рождественский пост является прекрасным временем для того, чтобы устраниться по мере сил от суеты мира и задуматься о главном деле нашей жизни –деле спасения и соединения с Богом.

Материалы сайта pravoslavie.ru

Дополнительная информация