Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом.
Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни.
Одним словом, нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. Несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой.
<...> Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к [впервые приходящим в храм] людям. Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход.
Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых.
И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы.
<...> Одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность как самих прихожан, так и тех, кто только начал посещать храм Божий, в вопросах веры и сути церковной жизни. Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни.
<...> Реалии жизни таковы, что прихожане зачастую не привязаны к конкретному храму. Между тем испокон веков каждый член Церкви входил в определенную общину. Почему на Руси было так много храмов? Потому что, как только община разрасталась до размеров, при которых нормальная приходская жизнь становилась затруднительной, возникала необходимость строить новый храм. Так сложился совершенно определенный уклад жизни приходских общин. Вернуться к нему в полной мере сегодня невозможно, но некоторые изменения в этом отношении должны быть.
<...> Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена.
Из доклада на Архиерейском совещании, Москва, 2 февраля 2015 года.
КИРИЛЛ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
foma.ru