Похоже, если кто-то пытался понравиться Жерару Беару и иже с ним, из этого ничего не вышло. Сами попытки отчасти понятны. Некоторые люди, которые борются с кощунствами, выглядят... ну, не вполне здоровыми. Такими же скандалистами, болезненно ищущими внимания, как и сами кощунники. Но это у нас, христиан; в исламском мире, есть люди, которые просто убивают — как это произошло в редакции известного французского издания. Естественно, критики веры (и нашей веры, и веры вообще) не упускают случая указать на этих людей пальцем и воскликнуть — вот какие злобные глупцы эти верующие! Вот в какого Бога они верят!
Понятно желание возразить — нет, Бог не такой, Он долготерпелив и многомилостлив и вдохновляет людей на добрые дела, а не на скандалы и убийства. Мы естественно склонны сочувствовать тем, кто подвергся беззаконному насилию; и это правильно. Неправильно другое. Нельзя оправдывать грех; нельзя пытаться приобрести симпатии богохульников, уверяя, что их поведение — приемлемо.
Кощунство — это явление, на которое мы можем взглянуть и с христианской, и с гражданской точки зрения. Некоторые явления являются греховными и пагубными для души человека, но в то же время было бы неверно преследовать их по закону; государство есть организация принуждения, в то время как покаяние и обращение человека возможно только по его доброй воле.
Жерар Беар
Блуд или пьянство греховны и ведут человека к гибели; из этого не следует, что государство должно их преследовать. Однако из этого следует другое — обязанность христиан свидетельствовать об истине, в том числе тогда, когда она не принимается. Наш долг — увещевать пьяниц и блудников оставить их образ жизни и обратиться к трезвости и благочестию, независимо от того, наказуемо ли их поведение по закону.
Независимо от того, считаем ли мы нужным, чтобы государство пресекало намеренные оскорбления религии, мы должны свидетельствовать о том, что богохульство является тяжким грехом, наносящим душе человека глубокие раны.
Было бы ошибкой говорить о том, что Бога оскорбить невозможно. Священное Писание ясно утверждает обратное: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках» (Ис.65:2,3)
Представление о Боге как об отстраненном надмирном абсолюте не поддерживается Писанием; Бог глубоко заинтересован в Своем творении, и, прежде всего, в людях, и непрестанно ищет вернуть их к той близости с Ним, которую они утратили грехом. Отношение Бога к Его народу у Ветхозаветных пророков, сравнивается с отношением обманутого и оскорбленного, но неизменно любящего мужа к неверной жене. В Новом завете Господь сравнивает Бога с Отцом, который терпеливо ожидает сына из далекой страны и радуется его возвращению. Нам прямо сказано «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф.4:30)».
В Иисусе Христе Бог становится человеком, уязвимым для человеческой ненависти, вражды и предательства — грешники совершенно буквально плюют в лицо Бога и наносят Ему побои. Любой грех оскорбляет Бога; но особенно то, что намеренно предпринимается именно с целью оскорбить. Разумеется, не наше дело отмщать за оскорбления, наносимые Богу — нам повелено «оставьте расти вместе то и другое до жатвы»(Матф.13:30) Но наше дело свидетельствовать об истине — люди, сознательно убивающие в своих душах (и душах других) способность к благоговению, отторгают себя от жизни и спасения. Нельзя быть христианином и считать богохульство приемлемым.
Мы можем с негодованием узнавать о том, что исламисты казнят людей за употребление спиртного, а женщин, заподозренных в блуде, побивают камнями — но из того, что эти действия возмутительны и неприемлемы, не следует, что мы обязаны как-то пересматривать христианскую позицию в отношении пьянства или блуда.
Другой вопрос — должно ли государство защищать религиозные чувства. Часто говорят о том, что отношения с Богом могут быть только невынужденными и личными, и не дело государства защищать благочестие. Это действительно так, к благочестию невозможно принудить, полиция может доставить безобразника в КПЗ, но не привести его к Богу. Однако государство имеет другую обязанность — поддерживать мир между людьми. Отношения людей с Богом — не его прерогатива; оно призвано регулировать отношения людей между собой.
В некоторых случаях государство пресекает намеренные подстрекательства и оскорбления. Интересный пример мы можем найти в той же Франции. Французский комик Дьедонне Мбала-Мбала после того, как принял участие в известном марше, посвященном защите свободы слова, написал у себя фейсбуке:
«После этого героического марша, который я назову... легендарным! Волшебным мигом, равным Большому взрыву, создавшему Вселенную! Или, по более скромной мерке (более локальной), сравнимым с коронацией Верцингеторикса, — я, наконец, у себя дома. Знаете, сегодня вечером, что касается меня, я себя чувствую Шарли Кулибали».
Кулибали — террорист, который убил заложников в магазине, в знак поддержки нападения на редакцию Charlie Hebdo. Французским властям шутка не понравилась — комик был приговорен к штрафу в 30 000 евро за «поддержку террористических речей». Не очень понятно, где он тут выразил поддержку террористам — но, наверное, французские власти лучше разбираются в нюансах языка и в культурном контексте. Факт тот, что высказывание, которое суд посчитал оскорбительным и, потенциально, подстрекательским, было наказано по закону.
Что мешало наказать таким же штрафом самих карикатуристов? Ведь тогда бы и они, и еще ряд случайных и невинных людей остались бы живы.
Но, как бы мы ни смотрели на желательную роль государства в этом, нам стоит помнить о нашем христианском долге — свидетельствовать о грехе и спасении. Пытаться понравиться воинствующим секуляристам — дело и безнадежное, и вовсе нам не заповеданное.
Сергей Худиев
Источник: http://www.pravmir.ru/myi-im-vse-ravno-ne-ponravimsya/#ixzz3TRz8Jr5a