Верующие отмечают особую благодать, исходящую от святого лика, намоленного десятилетиями. История старинной храмовой иконы доподлинно не известна. Единственное документальное свидетельство — рукописная надпись в правом нижнем углу иконы, говорит о месте происхождения святыни: «...освящена на Афоне в Русском Св. Пантелеимона Монастыре».
Другие сведения о том или ином историческом этапе бытия каневской святыни зиждутся лишь на местном устном народном творчестве. Отрывочные воспоминания очевидцев тех или иных событий из жизни прихода передаются в виде повествований, переходящих из поколения в поколение служащих и прихожан храма.
Бесценен вклад в сохранение памяти народной краеведов, по крупицам собирающих воспоминания земляков о прошлом православной станицы. Собранные ими материалы частично опубликованы в районной прессе и историко-краеведческих изданиях. Богатейший краеведческий материал еще ждет своей очереди на публикацию в личных архивах исследователей каневской старины.
Однако, некоторые сведения, полученные из разных устных источников, разительно отличаются друг от друга. В данном случае история «Иверской» дошла до наших дней в нескольких народных версиях. Одним из спорных вопросов до недавних пор в них являлся возраст иконы...
Просто чудо, что «Иверская», написанная святогорскими иконописцами, именно в столь знаменательное для Русской Православной Церкви время открыла людям эту загадку и передала благословение святого Афона...
Послание из прошлого
При проведении плановой ревизии храмового имущества приходская комиссия под председательством настоятеля храма протоиерея Владислава Кашкова обнаружила на тыльной стороне «Иверской» типографский штамп. Его размеры, шрифт и — главное — содержание текста вызывают неподдельный интерес и удивительные чувства.
Послание из прошлого! Проявившееся, как и сам лик Святой на лицевой стороне иконы, или ранее просто никем не замеченное? Стоит ли искать ответ на этот вопрос сегодня, когда открылся уникальный артефакт.
Искусно выполненное клише, с помощью которого более века тому назад был сделан оттиск следующего содержания: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре откуда и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умиления молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1894 год».
Итак, стало известно, что возраст «Иверской» сегодня составляет 122 года. Дата ее освящения приходится на 100-летие станицы Каневской. И здесь рождаются новые предположения о ее пути на Кубань и последующем пребывании в каневском храме. Однако чтобы строить какие-либо версии, стоит обернуться к известным фактам...
История «Иверской». Одна из версий
По одному из местных преданий «Иверская» была подарена храму Покрова Пресвятой Богородицы каневскими казаками в год его освящения — 1912. В годы богоборчества (30-40 гг. ХХ в.) храм был закрыт действующей властью и чудом избежал разрушения. В нем располагались тракторные мастерские, зернохранилище. И только благодаря высокой духовности и патриотизму наших предков, среди которых известно имя директора МТС Петра Скворцова, храм выстоял в сложное для Русской Православной Церкви время.
Рискуя попасть в политическую опалу, прихожане станичного храма спасали от богоборцев храмовое имущество. Имена хранителей православных материальных ценностей (а вместе с ними и Веры православной) доподлинно неизвестны. Едва открыли храм для богослужений (1942-1944 гг.), сохраненное во Славу Божию имущество прихожане стали возвращать в его стены, зачастую не оставляя о себе и своем малом подвиге каких-либо сведений.
И «Иверская» была возвращена в стены храма, спасенная добропорядочными прихожанами. По свидетельствам прихожан-старожилов в середине прошлого века икона была темною, многострадально покрытая следами богоборчества. Окруженный любовью и заботами служащих и прихожан храма, святой лик Божией Матери с каждым годом становится светлее. Только некоторые механические повреждения полотна иконы напоминают о пережитом...
Мнение краеведа
Известный в Каневском районе и за его пределами историк-краевед Александр Дейневич высказал следующее предположение: «Судя по размерам, икона эта не домашняя, была написана для храма. А храм тогда (1894 г.) в станице был один — Свято-Духосошественский (храм Сошествия Святого Духа на апостолов). Второй станичный храм — Свято-Покровский был освящен в 1912 году. Временные рамки дают основание полагать, что столь ценный подарок был преподнесен первому.
В 90-е годы ХХ в. я встречался с ныне покойной Евдокией Павловной Яскив (жила она по ул. Черноморской, на углу, квартала два от редакции газеты «Каневские зори» на восток).
Станичница рассказывала, что когда Свято-Духосошественский храм храм приговорили к уничтожению, он был открыт для расхищения церковного имущества. Многие желающие заходили туда и брали храмовое имущество. «И мы, школьники, бегали туда, брали, что понравится. И иконы в том числе. Приносили в школу, показывали учителям», — вспоминала она.
Возможно, кем-то из жителей и была взята эта икона. Когда же другой, выживший в лихолетье, Свято-Покровский храм открыли для богослужений, люди вполне могли икону отдать туда, в единственный действующий станичный храм».
Из прошлого в будущее
Не удивительно, что в последние годы открывается тайное, или искусственно забытое, связанное с историей православия в России. Минувшие годы богоборчества оставили свой след в народной памяти, на семь десятилетий покрывшего темной пеленой духовные традиции российского народа. Уничтоженные церковные архивы, попранные святыни, разрушенные храмы... Результаты такого отношения к Вере особенно ярко проявились на рубеже ХХ-ХХI вв., плачевные результаты...
Ныне совместные деяния православного духовенства и мирян по духовному возрождению России очевидны, как на патриарше-правительственном уровне, так и на местах. По крупицам собирается и восстанавливается ранее утраченное. И, как видно на примере каневской иконы Пресвятой Богородицы «Иверская», святыни с благодарностью отвечают взаимностью.
1894 год. Как известно из ряда печатных источников, в этот период на Афоне и, в частности, в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре активно велась просветительская деятельность. Под Святым покровительством Богородицы уверенно преходящая государственные границы, нацеленная на укрепление духа православного народа во всем мире.
Около полусотни иноков трудилось в монастырских иконописных мастерских, развивалось печатное дело. Многочисленные паломники из России увозили в большие города и малые веси освященные на Святой горе Афон иконы. Благословенные святыни несли миссию, проповедуя Веру православную.
Каневская «Иверская», пережив лихие времена, наполняет святогорским благословением души верующих, служащих, прихожан и гостей станичного старинного храма. Ее история непосредственно связана с историей православной станицы Каневской. Исторических «белых пятен» — некогда стертых в памяти народной и архивно-документальной базе сведений еще немало.
Волею Божией и Пречистой Богоматери «послания из прошлого» открываются неслучайно. Говорят, что настоящее — это место, где прошлое встречается с будущим. А, следовательно, невозможно построить будущее, без фундамента прошлого.
Мы продолжаем исследовать прошлое «Иверской» и приглашаем прихожан и гостей нашего храма к участию в поисковой деятельности. Любая информация (записи воспоминаний очевидцев, архивные документы, фотографии и т.п. из ваших семейных архивов), даже косвенно относящаяся к теме исследования, весьма ценна. По данному вопросу просим обращаться к настоятелю храма или автору этих строк.
Елена Бутенко