ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ОЛЬГА
Хельга (Hélga) – именно так по-скандинавски звучит имя, известное в России как Ольга. Однако это имя изначально мужское. В скандинавской мифологии воспеты подвиги воинственного и отважного героя Хельги (Hélgi), которому покровительствовали валькирии. Он и погиб, как полагается герою, в бою, сраженный копьем Дага. Историки и лингвисты сходятся во мнении, что само по себе имя Хельги носило ритуальное значение (оно переводится как «священный», «посвященный»), а имя героя в мифе символизировало жертвоприношение. По аналогии переводится и знакомое нам имя Ольга – «священная», «посвященная».
Впрочем, у лингвистов есть и другая версия происхождения имени – древнеславянская. И в этом случае имя Ольга тоже производное от мужского. Вольга – так звали героя славянских мифов. Чудо-богатырь, могучий воин, который умел не только понимать язык птиц и зверей, но и оборачиваться ими. В переводе имени Вольга однозначности уже нет. Кто-то считает, что имя Вольга следует трактовать, как «могучий», «великий» и «большой», кому-то ближе версия «солнечный». Как бы то ни было, имя Ольга (Хельга) по сей день популярно в России, Европе и Латинской Америке. Причем в Европе оно популярно в обоих вариантах: Olga и Helga.
В России имя Ольга входит в десятку самых распространенных имен. На протяжении всего двадцатого века имя Ольга не покидало четвертого места в рейтинге.
На 1960-е годы приходится неожиданный рост интереса к этому имени. Как и Наталья, Ирина и Татьяна, имя Ольга надолго станет очень модным. В 1975 году было зафиксировано рекордное число новорожденных девочек с именем Ольга. Каждая двенадцатая девочка в советском союзе была Оленькой.
ОЛЬГА — ДИНАСТИЧЕСКОЕ ИМЯ
Благодаря императрице Екатерине II имя Ольга стало династическим именем русских царей, что естественным образом определило его популярность в стране. Как известно, в императорской семье придавали большое значение подбору имени. Сложились даже определенные традиции, по которым родители новорожденных часто не имели права голоса при наречении ребенка. Вот и Екатерина II, не особенно церемонясь с родителями, на правах властительницы империи сама дала всем своим внукам имена. Во время крещения младенца она обычно подавала записку с именем священнику. В своем выборе императрица руководствовались не только святцами, но и звучанием, политическими амбициями и собственным вкусом.
Первой Ольгой в династии Романовых была дочь императора Павла I. Она была названа в честь равноапостольной княгини Ольги, в день памяти которой появилась на свет. Имя Ольга ей дала именно бабушка, Екатерина II, не особенно радуясь рождению пятой девочки в семье. Екатерина Великая сокрушалась, мол, «девок много, всех замуж не выдадут». Правда, в этом случае опасения ее были напрасны. Великая княжна Ольга Павловна умерла, не дожив до трех лет.
Ольгой была и супруга великого князя Михаила Николаевича – Ольга Федоровна. Урожденная Цицилия Августа, принцесса Баденская, имя Ольга она приняла вместе с православием, когда в 1857 году выходила замуж. Такова была традиция, тянущаяся с XVIII века.
Выходя замуж за великих князей, немецкие принцессы меняли вероисповедание, имя и отчество. Последнее было общим – Федоровна – в честь главной реликвии Романовых, иконы Федоровской Божьей матери, которой венчался на царство Михаил Федорович.
Великая княгиня Ольга Федоровна ничем примечательным в истории не запомнилась. Она была любящей матерью, преданной женой и верной подругой младшего сына императора Николая I. Вместе с супругом она отправилась на Кавказ, где прожила двадцать лет и родила семерых детей. Она пеклась о женском образовании, поэтому в 1864 году организовала в Тифлисе (Тбилиси) женское училище, ставшее впоследствии женской гимназией. А двумя годами позже преобразовала в Осетинский Ольгинский женский приют первую осетинскую школу для девочек. Впрочем, ее благотворительная деятельность не осталась незамеченной. Именно в честь великой княгини Ольги были названы Ольгинскими центральная улиц Тифлиса и Баку. И та и другая были переименованы в советскую эпоху.
ОЛЬГА — КОРОЛЕВА ЭЛЛИНОВ
Еще одной Ольгой в династии Романовых была внучка Николая I, дочь Великого князя Константина, Ольга Константиновна. В 1867 году она вышла замуж за короля Греции Георга I, став греческой королевой-консортом.
Этот брак считается историками одним из самых выгодных династических союзов, заключенных во второй половине XIX века. Он не только сблизил династии, но и упрочил положение России в Средиземномороском регионе.
Жена Георга I родила восьмерых детей, но одна из дочерей, которую также назвали Ольгой, скончалась в возрасте семи месяцев.
Королева Ольга активно занималась благотворительностью. Она открыла в Аттике, в городе Пирей, большой военно-морской госпиталь. Организовала медицинские курсы для женщин, на которых обучалась и сама. Приобретенные знания королева Ольга применила позже, помогая врачам в госпиталях во время Первой мировой войны.
Королева Ольга была невероятно популярна в стране, так что с 1867 года ее именем – Όλγα – многие в Греции стали называть детей.
В 1912 году Георг I был убит террористами, после чего великая княжна вернулась в Россию, где оставалась вплоть до революции.
Она скончалась в 1926 году, оставив о себе в Греции хорошую память. Именно «Василисса Ольга» (Βασίλισσα Όλγα), то есть «Королева Ольга», был назван один из лучших кораблей военно-морского флота Греции. Эсминец «Королева Ольга» активно действовал во время Второй Мировой войне и был потоплен немцами лишь в сентябре 1943 года.
Всех упомянутых выше княжен и княгинь называли в честь равноапостольной княгини Ольги, память которой совершается 24 июля (11 июля по ст. стилю). Как и старшую дочку последнего императора Николая II, родившуюся в 1895 году. Имя Ольги Николаевны было заранее оговорено и согласовано, как полагается, с вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Однако уже через два года это династическое имя наполнилось новым неожиданным смыслом. В 1897 году в семье Николая II появилась вторая дочь, Татьяна.
Великий князь Константин Константинович тогда же написал в своем дневнике: «Слышал от царя, что его дочери названы Ольгой и Татьяной, чтобы было, как у Пушкина в "Онегине"».
Так роман «Евгений Онегин» почти на целый век определил самые популярные женские имена в стране.
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Равноапостольная княгиня Ольга была псковитянкой. Она родилась в небольшом поселении недалеко от города в 890 году. Происходила из варяжского рода, поэтому имя ее звучало как Хельга. Впервые со своим будущим мужем, князем Игорем, она встретилась на переправе через Волхов, еще маленькой девочкой. Переодетая в мужскую одежду, она помогала ему переправляться через реку. Князь «разгорелся желанием», как пишет летопись, и стал приставать к молоденькой девушке, но неожиданно получил от нее достойный отпор. Именно на этой уверенной, твердой и целомудренной девице он пожелал жениться, когда пришло время.
Ольга овдовела неожиданно, в 945 году, когда князя Игоря убили древляне, с которых он попытался взять дань. Она осталась с трехлетним сыном Святославом на руках. Тогда же фактически стала правительницей Киевской Руси, регентом при малолетнем наследнике.
Княжеская дружина подчинилась власти Ольги сразу, видимо, зная характер княгини, да еще и убедившись в твердости этой женщины. Летопись подробно описывает, как она жестоко отомстила древлянам за смерть супруга.
Ольга оказалась разумным политиком. Она пересмотрела условия сбора дани и податей с подчиненных ей земель, упорядочила систему административного деления территорий. Ольга управляла своими землями не как хрупкая женщина, но как «разумный муж». Враги ее страшились, подданные любили, тем более, что она проявляла себя человеком мудрым, справедливым и милосердным.
Предложения о новом замужестве княгиня отвергала, так и прожив в целомудренном вдовстве вплоть до своей кончины. Как говорит житие, она передала власть своему сыну, как только он достиг совершеннолетия. Но еще прежде, находясь среди язычников, уверовала во Христа. Именно с целью убедиться в правильности своего решения принять христианство, в истинности веры она в 955 году отправилась в Константинополь, говорится в житие.
Современные историки склонны трактовать ее «хождение» в Константинополь иначе – как попытку продемонстрировать могущество Руси и решить некоторые дипломатические проблемы. Как бы то ни было, в византийской столице она не только окончательно утвердилась в своем решении стать христианкой, но и крестилась с именем Елена. Она вернулась на Русь с богослужебными книгами и твердым намерением покончить с язычеством.
Сын Святослав решение матери не одобрил и не поддержал, однако и не мешал в ее миссии. Как апостолы, княгиня Ольга начала свою проповедь в земле, не знавшей Христа. Первым ее детищем был храм святителя Николая над Аскольдовой могилой в Киеве. В 960 году княгиня Ольга построила храм святой Софии, премудрости Божией. Главной святыней здесь стал крест, привезенный из Царьграда и украшенный надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». На месте идолов она воздвигала кресты, всюду говорила о грядущей вечной жизни и воскресении, о спасении во Христе. И непрестанно молилась, чтобы если не сын, то хотя бы его потомки рано или поздно обратились ко Христу. Она не решалась без ведома князя Святослава крестить внуков, однако воспитывала их в христианской вере.
Находясь на смертном одре, а было ей уже под восемьдесят лет, Ольга настойчиво умоляла Святослава креститься. Также просила его, когда она скончается, похоронить ее по христианскому обычаю, «не творить тризны и не насыпать могильный холм», но отправить в Царьград золото на помин души, а также раздать милостыню нищим. До последнего часа с ней находился священник, который и причастил княгиню Ольгу.
Скончалась святая Ольга 24 июля (11 июля по ст. стилю) 969 года, и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Почитание равноапостольной княгини Ольги как святой началось практически сразу. Нетленные мощи были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. А в 1547 году на поместном соборе Русской церкви равноапостольная Ольга была официально причислена к лику святых.
Тропарь равноапостольной Ольге
глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.
Кондак равноапостольной Ольге
глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.
РОЩЕНЯ Дарья
foma.ru