Благодать свыше
Сошествие Святого Духа произошло на десятый день после вознесения Господа и на пятидесятый день после Его воскресения из мертвых. В этот день все иудеи праздновали ветхозаветную Пятидесятницу, в память о даровании им на горе Синай, через пророка Моисея, закона Божия. Исполняя повеление Христа, даже в этот день апостолы и Божия Матерь единодушно пребывали в Иерусалиме, в горнице одного из домов.
И вот, в третий час по еврейскому счету (девять часов утра по нашему времени), внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного порыва ветра. Весь дом, где находились ученики Христа и Богородица, наполнился этим шумом. После этого сверху опустились разделяющиеся огненные языки, которые остановились по одному над каждым из апостолов и над Божией Матерью. Исполненные Духом Святым апостолы стали прославлять Бога на разных языках, которых раньше не знали. Говорение на языках стало одним из многих духовных даров, которыми наделил Святой Дух учеников Христа. Это было необходимо для последующей проповеди Нового Завета многочисленным языческим народам.
По учению Православной Церкви, сошествие Святого Духа в виде огненных языков стало знаком того, что благодать Божия имеет силу очищать и освящать души людей.
Первая проповедь
В тот день в связи с праздником Пятидесятницы в Иерусалиме собралось множество евреев, которые жили в других странах, но в этот день специально приехали на родину. Услышав шум с неба, они в смущении и удивлении собрались перед домом, в котором находились апостолы. Вышедшие из него ученики Христа стали славить Бога на разных языках. Слышавшие их евреи удивлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 7–11). Большинство не понимало, как такое могло произойти – чтобы обычные рыбаки, бедняки смогли вдруг одновременно заговорить на разных языках? Некоторые, правда, начали насмехаться над апостолами, думая, что те просто напились вина. В этот момент апостол Петр, встав перед народом вместе с другими учениками Христа, громким голосом стал объяснять, что они не пьяны, а исполнились благодати Святого Духа.
После этого Петр произнес первую проповедь рожденной в этот день христианской Церкви. Он рассказал собравшимся о том, что сошествие Святого Духа было предсказано еще ветхозаветным пророком Иоилем. Также он рассказал о том, что Иисус Христос, Которого распяли иудеи, не умер, а воскрес из мертвых, вознесся на небо и послал Своим ученикам Утешителя. В завершение своей проповеди к народу апостол Петр сказал тяжелые для всех иудеев слова: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36).
Слова святого Петра были настолько сильны и убедительны, что многие из собравшихся уверовали в Иисуса как в Сына Божия. При этом они стали спрашивать апостолов: «что нам делать, мужи братия?» На это апостол Петр предложил им покаяться в совершенных грехах, принять крещение во имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Как свидетельствует Священное Писание, в этот день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек.
Жизнь во Христе
После событий дня Пятидесятницы, который считается днем рождения христианской Церкви, для последователей Христа началась совершенно другая жизнь. Ученики Христовы постоянно пребывали в общении, молитве и преломлении хлеба – то есть уже тогда, по повелению Самого Христа, совершалось Таинство Евхаристии или Причастия. У первых христиан было общее имущество, они продавали свои имения, всю свою собственность, а деньги распределяли среди нуждающихся. Священное Писание свидетельствует о том, что в эти дни апостолы совершили в Иерусалиме множество чудес и знамений, тем самым подтверждая истинность своих слов. Поэтому число новых учеников увеличивалось каждый день.
Через некоторое время апостолы разошлись по разным странам, чтобы рассказать и другим народам о Спасителе всего мира.
Преемники апостолов
Перед тем как отправиться с проповедью к язычникам, апостолы избрали себе помощников из числа верующих. Эти люди должны были в их отсутствие совершать богослужения и таинства и проповедовать учение Церкви уже обращенным ко Христу. В специальном обряде – рукоположении – апостолы посвятили избранных в особые церковные степени – епископство, священство и диаконство.
Таким образом та Божественная благодать, которая ранее была явно дарована ближайшим ученикам Христа в виде огненных языков, теперь стала передаваться ими невидимо, в особом действии.
Право передавать благодать Святого Духа достойным и поставлять людей на священное служение называется апостольским преемством. Теперь, после апостолов, оно принадлежит только епископам – высшей степени священнослужителей, которые являются пастырями Церкви. Любого современного священнослужителя связывает с апостолами цепь епископов и рукоположений, проходящая сквозь века.
На анонсе фото www.flickr.com
foma.ru