Чудеса – это главное в нашей вере?
«У последней черты мы вспоминаем о Боге» – есть такое популярное в народе изречение. И правда, когда перепробованы все земные средства спасения – от болезни, от беды, от одиночества, от отчаяния, – перепробованы и не принесли результата, люди в последней надежде обращаются к Богу. Надеясь на чудо. Ведь они где-то от кого-то слышали, что Господь много раз посылал Свои чудеса верующим в Него.
Да, чудесные, сверхъестественные явления в Православной Церкви есть. Это и всем известный Благодатный огонь, и мироточение, кровоточение икон, и чудесное отражение изображения Божией Матери или святого на стекле иконы, и сбывшиеся пророчества, и воскрешения из мертвых, и исцеления безнадежно больных. Людей всегда интересовали и интересуют явления, выходящие за рамки их понимания, рамки логики, естественных законов бытия. Поэтому православные чудеса очень популярны в народе. Выходит масса книг о них, известные православные журналы и газеты пестрят случаями чудесной помощи по молитвам к Господу, Богородице и святым.
Однако зададимся вопросом: а главное ли это в нашей вере? Да, для новоначальных, ищущих Бога людей порой – главное. Та же мать, впервые просящая Господа об исцелении своего сына в последней отчаянной надежде, вполне возможно, и получит просимое. Произойдет настоящее чудо: мальчик исцелится. Но что потом? Обратится ли эта женщина к Богу с благодарностью, начнет ли постепенное восхождение от неверия к вере, от безбожия к жизни со Христом?
Бог – не волшебник, не продавец за прилавком
Очень многие нехристиане, припертые к стенке какой-то скорбью, видят в Боге некоего волшебника, Который по первому же зову готов совершить чудо и избавить от возникших проблем. Только для этого Его нужно «задобрить». Вот и носятся такие по храмам да монастырям, ставят у икон пудовые свечи, заказывают килограммами сорокоусты, молебны, поминания на Литургии, щедро жертвуют на церкви да на нищую братию. Такой вот «магазинный» подход ко Творцу. Люди привыкли, придя в магазин, получить нужную вещь, просто расставшись с некоей суммой денег. И такое же отношение у многих к Церкви – как к «комбинату оказания духовных услуг»: заплатил – и получил чудо!
К разочарованию некоторых, Господь остается глух к их просьбам и их приношениям. Чуда не происходит. Болезнь не отступает, проблемы только усугубляются. Спроси любого священника, он, пожалуй, поведает о десятках выговорах Богу, которые он вынужден слушать от таких «потребителей духовных услуг»: «Почему Он мне не помог, ведь я так нуждаюсь в Его помощи? Я же всё сделал, чтобы Он помог...»
Да, Господь решает, подать Свою помощь или нет. Однако, как мне думается, Господь никогда не делает ничего просто так. Любое Его действие, любое проявление Его воли и Его милости в нашем мире имеет собой какую-то цель. Господь, видя сердце каждого человека, Один знает, что полезно для этого человека в перспективе жизни вечной. Он подаст и чудо, если увидит, что оно обратит человека к Нему – к Богу. Пусть не сразу, не сейчас, а позже, может, спустя годы, но обратит. Если же ясно, что просящему нужно не спасение, не Небо, а только земля и земная реальность, решение каких-то сиюминутных земных проблем, чуда Бог может и не дать.
Многие неверующие люди поначалу приходят к Богу за чудесами, которые бы коснулись их жизни. Вроде, всё правильно: мы ждем от Бога чуда. Однако задумывались ли мы над тем, чего Бог ждет от нас? От нас, мне кажется, Бог тоже ждет чуда. Чуда преображения нашей души, нашего естества, всей нашей жизни.
Понятные «жертвы», Ветхий Завет и призыв Спасителя
Ветхозаветные жертвоприношения. Мозаика в Сант-Аполлинаре ин Классе, VI в.
Выше упоминался «магазинный» подход к Богу и Церкви: благ и чудес от Бога люди ждут в обмен на какие-то «понятные» им внешние жертвоприношения. Да это же типичный Ветхий Завет! В ветхозаветные времена иудеи тоже приносили Богу «понятные» жертвы – тельцов, агнцев, то есть животных. В эпоху Нового Завета Спаситель ради спасения людей принес в жертву Себя. Себя! И на все грядущие времена Он показал всем нам, что нужно, чтобы приблизиться к Нему, стать Его чадами, обожиться. Нужно принести Ему в жертву себя, то есть своего «ветхого человека». Нужны не внешние жертвоприношения, а внутренние!
Примерно так сказал об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если ты сребролюбив, стань милостивым, если ты гневлив, стань кротким, если ты горделив, стань смиренным». Господь ждет от нас, прежде всего, обращения к Нему, к Господу. А это обращение невозможно до тех пор, пока человек не поймет, что он не таков, каким должен быть. Пока не осознает, что его сребролюбие, сластолюбие, его измены жене, его грубость и сквернословие, его немилосердие и жестокость, его презрение к бездомным и заключенным – это кислота, разъедающая его душу. Это – грех, который ранит его самого и отдаляет от Бога. И вот, когда человек увидит это в себе, когда, может быть впервые в жизни, признает свою вину и свое окаянство, он, идя навстречу Богу, захочет измениться, исправиться.
С чего начинается вера?
И тут вдруг окажется, что ничего с собой человек сделать не может. Он и хотел бы не гневаться, не лгать, не воровать – а не может, и всё! Когда в доме годами не убирают, к грязи привыкли, считают ее «нормой», то заставить себя взяться за веник, тряпку и пылесос крайне сложно. Так и душа человека. Ей нужно, чтобы Кто-то ей помог в уборке. Когда человек понимает, что он тяжело болен и сам с болезнью справиться не может, он взывает к Врачу – Господу. Единственному, способному помочь ему в таком важном деле.
Здесь уместно вспомнить эпизод из Евангелия о кровоточивой женщине: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9: 20–22).
Вера в Бога начинается с того, что человек верует, что Бог может исцелить его от греховной проказы. Бог ждет от нас, прежде всего, покаяния, то есть изменения себя, отказа от греховных дел, слов, движений души. Ради чего? Ради Христа. Ради спасения. Когда человек всеми силами хочет стать настоящим христианином, то есть живущим по любви и по правде Божией, Господь придет к нему на помощь.
Дыхание духовной жизни
Тут нужно затронуть очень важную мысль: если «потребитель духовных услуг» ищет от Бога чудес, знамений, откровений, то истинно верующий, то есть всем сердцем возлюбивший Христа, ищет Самого Бога. Если живущему только земным и нуждающемуся в решении только земных своих проблем нужен Бог-волшебник, Бог-податель чудес, то для вставшего на путь покаяния нужен Сам Бог как таковой. В Нем, в Боге, он ищет утешения и помощи в своем духовном делании. Человек начинает искать спасение, искать Царство Небесное, заключенное во Христе Иисусе. Начинает просить у Бога прежде всего его, Царство это, просить помощи в борьбе с самим собой, просить самое главное в человеческой жизни – видеть и выполнять волю Божию.
И вот здесь-то и начинается для человека духовная жизнь. А значит, начинают работать духовные законы, изложенные в Новом Завете. Верующий может обнаружить, что его земные проблемы решаются, что просьбы, некогда обращенные к Господу «в обмен на толстые свечи», исполняются. Отчего так? Думаю, оттого, что мы начали просить у Бога небесное, и Он взял на Себя заботу о нашем земном. Подтверждение этих слов – цитата из Евангелия: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 31–33).
Искать Бога – это и есть искать Царства Божия и правды его. Всё земное, потребное нам в материальной жизни, по милости Своей Бог даст прежде нашего прошения, ибо знает, что мы имеем нужду в этом. Конечно, не стоит ждать от Господа в этом отношении больше, чем нам действительно нужно, – какого-то особого денежного богатства, или славы, или признания. Нет! К этому, думаю, стремиться не нужно. Я считаю, что следует во всем положиться на Христа, довериться Ему на все сто процентов, иметь надежду, что Он даст ровно столько, сколько нам нужно не просто для материальной жизни, а для спасения. Ведь именно в спасении заключена конечная цель жизни человека.
Чудеса, конечно, всегда были, есть и будут в Православии. Они посылаются нам для укрепления нашей веры, для подтверждения истинности Православия, для нашего спасения, в конце концов. Главное же чудо – преображение человека под действием Божественной благодати, его обожение, его устремленность к Создателю. Будем же держаться своего Господа, будем идти вслед за Ним и в этой земной жизни, и в будущей!
Артемий Слезкин
8 декабря 2014 года
pravoslavie.ru