По святым местам России: от Боровска до родного дома. Часть III

Дальше наш путь лежит в город Боровск. Но прежде чем мы посетили этот красивый городок, была остановка на Бородинском поле, где нам удалось увидеть даже солдата нашей армии 1812 года и пострелять из настоящего порохового ружья.

Бородинское поле, это территория на которой с 22 по 27 августа 1812 года располагались и вели боевые действия войска Русской армии под командованием М.И. Кутузова и армия Французского императора Наполеона Бонапарта. В 1941 году - это передовой рубеж Можайской линии обороны: здесь с 12 по 18 октября воины 5 армии сдерживали наступление немецко-фашистских войск на Москву.

К сожалению в музей нам попасть не удалось, но зато мы увидели то поле, где было совершено столько подвигов, мы подышали воздухом наших побед.

И вот мы прибыли в Боровск. В нем много рисунков на домах. Известный местный художник Владимир Овчинников с женой решили украсить город. Но главное, что в этом городке на 11 тысяч жителей более 10 церквей. Существует местная легенда, что когда строили железную дорогу, боровские купцы и духовенство сложились, и дали главному инженеру большую взятку, чтобы он изменил проект и провел железную дорогу в стороне от Боровска. Для чего? По легенде для того, чтобы шум поезда не портил впечатление от малинового звона местных колоколов. В Боровске очень много церквей! На каждом шагу!

Мы с девочками ночевали в чайной с прекрасным видом на город, а мальчики в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Первым делом все, конечно же, пошли окунуться в купель Пресвятой Богородицы. А потом был ужин, которым накормили гостеприимные хозяева.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Боровске – уникальное старинное деревянное сооружение, единственное в своем роде в Калужской области. История его появления связана с Пафнутием Боровским – чудотворцем и основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

Ранее на этой территории располагался Высоко-Покровский монастырь, временем основания которого считают 1410 год. В 1414 году туда пришел Пафнутий Боровский, будучи еще совсем юношей. Здесь он принял постриг и был отправлен под руководство преподобного Никиты Серпуховского (ученика Сергия Радонежского).

В 1434 году Пафнутий становится игуменом монастыря. А в 1444 году преподобному приходится покинуть стены обители. Из-за болезни он уходит жить на реку Истерьму. И в дальнейшем основывает там монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Существует предание, что Наполеон, при отступлении из Москвы, хотел поджечь храм. Но ничего не вышло: огонь просто не разгорался. А в 1941 г. в храм угодил вражеский снаряд, но по неведомым причинам он не взорвался.

Утром мы покинули милый городок и отправились дальше. Наконец-то мы направлялись в Оптину Пустынь! Как много про нее читала, но никогда не была. даже не верилось, что сегодня я там побываю. Немного до нее не доехав, мы посетили монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордино, который основан преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году. Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первая настоятельница и помощница старца в устроении обители, схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполняла все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

В 2015 году обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия и матушки Софии, Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

"Мирс­кие де­ла столь мно­го­чис­лен­ны, что ед­ва ли во сто лет мо­гут при­ве­де­ны быть к долж­но­му кон­цу, и столь важ­ны, что ни­ка­ко­го от­ла­га­тель­ства не тер­пят. Од­ни толь­ко бо­го­у­год­ные де­ла, к нес­час­тию на­ше­му, без­бо­яз­нен­но от­ла­га­е­мы мо­гут быть, иные до ут­ра, иные до дру­го­го ле­та, а не­ко­то­рые да­же до ста­рос­ти и прес­та­ре­ния, по­че­му очень не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что и без ис­пол­не­ния ос­та­ют­ся, о чем и я сер­деч­но со­бо­лез­ную, да по­со­бить не­чем." Преподобный Антоний

Вот и Свято-Введенская Оптина Пустынь! Пока батюшка оформлял нашу группу, мы пошли на источник Пафнутия Боровского, окунувшись и помолившись перешли к другому источнику - Сергия Радонежского, но здесь смогли окунуться только самые смелые из наших мальчиков.

Этим же вечером мы смогли побывать на вечерней службе и в Иоанно-Предтеченском Скиту, где батюшка Виктор всех окропил водой из источника Амвросия Оптинского и дал водицы испить. После службы даже выходить из храма не хотелось. В этой поездке я открыла для себя молитву оптинских старцев. Хочу, чтобы и вы ее прочитали!

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Господи, Великий, Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомления сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться и любить всех не лицемерно. Аминь.

На следующий день мы снова посетили Задонск, а последнюю ночь провели в Аюте. 5 августа с утра в Аюте мы поблагодарили молебном Господа за эту поездку. Каждый паломник получил небольшой, но очень дорогой памятный подарок. Еще долго ребята, да и взрослые будут вспоминать эти 18 дней. Ведь не зря же уже после нового года дети стремятся записаться на будущую летнюю поездку.

Давайте постараемся не растерять ту благодать, что мы получили!