Паломническая поездка по святым местам Крыма на престольный праздник святителя Луки Симферопольского

После переправы через Керченский пролив мы прибыли в г. Керчь - храм Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи – уникальный памятник византийского зодчества. Предполагают, что храм был построен в VIII-IX веке. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором.

Далее мы отправились в Топловский Свято-Троице-Параскеевский женский монастырь, где предстояло отслужить вечернее богослужение и Литургию.

Монастырь уникален прежде всего своей историей, его основание и существование до сего дня связывают с именами трех Параскев. Первая Параскева - это святая преподобномученица Параскева, ибо местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы.

Вторая – Параскева (Константина). Константина непрестанно молилась о том, чтобы возле источника была не просто небольшая часовня, а церковь. Ей указывали на трудности, на отсутствие средств, но она с полной уверенностью отвечала, что деньги у нее есть. "Где же они?", – спрашивали у нее. "На людях", – отвечала Константина и неутомимо собирала пожертвования для достижения желанной цели. Она умерла в 1874 г., была похоронена на том месте, куда ежедневно ходила молиться и где сейчас находится монастырское кладбище.

Игумения Параскева, в миру Ольга Ивановна Родимцева(1849-1928), являлась настоятельницей и управляла Топловской обителью с 1889 по 1928 годы. На ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины - наперсного креста. В 2009-м году, решением священного синода Украинской православной церкви (Московского Патриархата), матушка игумения Параскева Родимцева была канонизирована и причислена к лику святых.

В монастыре имеются три святых источника с купелями. Источник святой преподобномученицы Параскевы Римской, источник святого Георгия Победоносца, источник Трёх Святителей.

Вечернее и утреннее богослужение совершалось по полному пасхальному чину, т.к. был праздник отдания Пасхи. Было очень радостно вновь ощутить торжество и праздничность Пасхального богослужения. Очень радовало слух точное и нежное пение насельниц монастыря, поистине – ангельское пение. Наша группа была свидетелем несвойственной для нас традиции раскачивания по кругу паникадила во время торжественных пасхальных песнопений, как символ ангельского присутствия и радования (фото ниже).Эта традиция более свойственна для греческой православной культуры.

Сослужив на Божественной Литургии в храме преподобномученицы Параскевы, группа отправилась далее, в Севастополь.

Холм, в пригороде Севастополя, на котором расположено Братское кладбище, венчает величественный пирамидальный храм Святителя Николая Чудотворца — общий памятник павшим воинам, защищавшим Севастополь в 1854-55гг.

Предложения о строительстве этого храма появились сразу после окончания войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на «добровольные пожертвования». В 1870 году все строительные и отделочные работы были завершены и в присутствии генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича — младшего брата Александра II, храм Святого Николая освятили. В августе 1898 года Братское кладбище и храм Святого Николая посетил Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми.

Храм уникален своей пирамидальной, или как говорят «пасхальной» формой, каких больше нигде не встретишь. Внутренняя роспись храма тоже необычна, своим мозаичным или псевдомозаичным исполнением.

Участие в Божественной Литургии в этом храме нами было запланировано в Праздник Вознесение Господне, в вечернем же богослужении этого Праздника мы участвовали, находясь в Бахчисарайском Свято-Успенском мужском монастыре.

Этот монастырь основан по одной версии в 8 (с временным прекращением своего служения) по другой в 15 веке. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Участвуя во всенощном бдении пещерного храма, создалось ощущение нахождения в пещерном храме Псково-Печерской лавры, настолько похожи обстановка и убранство храма, а также размеренный, молитвенный ход богослужения, с тихим мужским монашеским пением.

По одному из преданий на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

В этом монастыре мы преклонились перед чудотворным древним списком образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Бахчисарайский».

Сослужив во всенощном праздничном бдении, исповедовав свою группу и иных желающих, мы отправились на ночлег в Свято-Никольский храм, где утром нам предстояло сослужить в Божественной праздничной Литургии и всей группой причаститься Святых Христовых Таин.

Отслужив Литургию, причастившись, мы отправились в исторический центр Севастополя, его древнюю часть Херсонес.

Нахождение на этой, пронизанной святостью, и одновременно пропитанной мученической и героической кровью, земле оставляет неизгладимые благодатные следы на сердце. Древний Херсонес открыл нам тайны своих разрушенных строений и первовековых храмов. Здесь же мы посетили баптистерий, в котором, по преданию, крестился князь Владимир. Порадовал сердце и глаз новый собор Князя Владимира.

В самом Севастополе мы посетили другой собор Князя Владимира, уникальный тем, что в нем захоронены тела четырех адмиралов: М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова. Во время Великой Отечественной Войны этот храм подвергался жестоким бомбардировкам, и при реставрации храма было решено оставить некоторые места со следами от осколков снаряда. Надо сказать, что город во время этой страшной войны был разрушен практически полностью и его восстанавливали из руин.

За дни пребывания в Севастополе группа посетила основные достопримечательности города, в том числе панораму русско-турецкого сражения на Малаховом кургане.

В Инкермане (пригород Севастополя) посетили Свято-Климентовский монастырь. Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне – Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины, находились в Херсонесе до X века и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне – остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание, руками ангелов была построена церковь. Монастырь уникален своей древностью, а также пещерными и полупещерными храмами.

Множество иных мест духовного и культурного наследия было посещено во время поездки, но хочется в заключении остановиться на событии, которое не оставило равнодушным никого из паломников. Речь идет о посещении Свято-Троицкого женского монастыря г. Симферополь, где находится рака с мощами святителя Луки, архиепископа Крымского. За время богослужений в этом монастыре, а мы здесь молились на вечернем богослужении и ранней Божественной Литургии, к мощам святителя приложились по нескольку раз. Естественно, была исповедь практически всего паломнического состава, а так же Причастие на ранней Литургии. Ожидая окончания поздней Литургии, мы посетили храм св. апостолов Петра и Павла и собор Александра Невского, где находятся мощи свт. Гурия, архиепископа Таврического.

Подойдя к окончанию поздней Божественной Литургии в Свято-Троицкий женский монастырь, наша группа возымела возможность участвовать в крестном ходе с мощами святителя Луки. Вот уж действительно непередаваемый словами дух торжества Православия!

На следующий день нам предстояло отправиться в Ялту, посетить Свято-Георгиевский мужской монастырь и скалу близ него, на которой был явлен образ св. вмч. Георгия Победоносца, а также посетить храм Воздвижения Креста Господня на территории Ливадийского дворца, где была проведена экскурсия.

Исполненные благоговения и благодарности ко Господу, вознеся молитвы в благодарственном молебне, с чтением акафиста св. Николаю Чудотворцу, наша паломническая группа отправилась в обратный путь - домой.

Иерей Георгий (Рогальский),
штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы ст. Каневской

Дополнительная информация