Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Серафим (Зализницкий); епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.
За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:
«В Великий четверг в главном храме нашей Поместной Церкви, коим является соборный Храм Христа Спасителя, Предстоятелем Церкви, сонмом архипастырей и духовенства совершается особое таинство — освящение святого мира.
Само миро представляет собой драгоценную жидкость, которая составлена по древним рецептам, восходящим еще к ветхозаветным временам. Именно таким драгоценным миром блудница помазала тело Господа и Спасителя перед Его страданиями. Миро возливалось на главу царей. Помазание миром означало воздавание особой чести пред людьми.
В эпоху Нового Завета эта жидкость стала использоваться для иной цели. Составленная по тем же самым древним рецептам, она через особое тайнодействие, через чтение особых молитв и призывание Святого Духа наполняется благодатью Божией так, как никакой иной материальный носитель в этом мире. Ничто не может сравниться с той силой благодати, которая низводится на миро в момент его освящения.
Святое миро используется в трех случаях. Когда крестят человека, то после исхождения из купели над ним совершается таинство миропомазания — тело человека помазывается миром, что означает нисхождение на него особой благодати, установление связи между Богом и человеком... Святым миром также помазывается и храм Божий, и престол, на котором совершается святая Евхаристия. Помазанием миром отмечалось в прежние времена и восшествие на престол государей, как древних византийских, так и российских.
Сейчас мы совершим великое священнодействие — освящение мира. И да пребывает благодать Божия над этим веществом, а через него — над всеми нами. Аминь».
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви взошел на амвон и обратился к народу с Первосвятительским словом.
Сегодня вечером, в канун Великого пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Материалы сайта patriarchia.ru