В Русской церкви разрабатывается методическое пособие по катехизации желающих венчаться
  • 06.09.2016
    г. Москва

В Русской церкви разрабатывается методическое пособие по катехизации желающих венчаться

Главной темой обсуждения стал проект структуры будущего пособия, готовящегося по поручению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Диакония.ru.

Проект составил координатор рабочей группы священник Петр Иванов на основании 95 отзывов, присланных пользователями сайта «Пастырь» специально к данному совещанию.

Свои мнения по вопросам подготовки людей к таинству венчания прислали, в частности, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Угличский и Переславский Феодор, протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Артемий Владимиров и многие другие представители духовенства из разных епархий Русской православной церкви.

Обращаясь к собравшимся в начале встречи, епископ Пантелеимон обозначил важность пастырской и катехизаторской работы с людьми, желающим венчаться.

Участники семинара обсудили вопросы разницы в возрасте супругов, необходимости и важности благословения на брак родителей брачующихся, допустимости венчания при нескольких предыдущих браках и возможные поводы отказа священника в совершении таинства.

Во второй части семинара заведующий кафедрами Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и литургического богословия ПСТГУ, кандидат богословия священник Михаил Желтов ответил на литургические вопросы совершения таинства венчания в их исторической перспективе. В частности, были разобраны различные случаи венчания с представителями иных конфессий, а также отношение Церкви к браку с людьми нехристианского вероисповедания.

Отдельной темой обсуждения стал перечень вопросов, которые непременно должны быть выяснены у брачующихся перед совершением Таинства Венчания — как во время совместной беседы, так и лично, во время исповеди.

В ходе общей дискуссии были определены 14 самых важных вопроса, каждый из которых является отдельной темой для небольшой беседы с людьми на тему христианского понимания брака.

В обсуждении также приняли участие ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев и специалист по истории Вселенской церкви и каноническому праву, старший преподаватель ПСТГУ и Московской духовной академии протоиерей Дмитрий Пашков.

На основании обсуждения и присланных из регионов мнений в течение сентября рабочая группа Восточного викариатства города Москвы подготовит проект пособия, предназначенного для священников и катехизаторов, беседующих с желающими вступить в церковный брак.

Материалы прошедшего Пастырского семинара после их обработки будут опубликованы на сайте «Пастырь». Этот сайт был создан Синодальным отделом по церковной благотворительности и Православным Свято-Тихоновским богословским институтом как площадка для обмена опытом, церковными проектами и практиками.

Христианский брак

Согласно христианскому вероучению, брак, или супружество мужа и жены Бог благословил еще в Раю, когда сотворил для Адама из его ребра Еву, в качестве помощника ему, и заповедал им размножаться (Быт. 1:27-28) (Быт. 2:20-24).

Позже, в Новом Завете, супружество благословил Иисус Христос, когда совершил первое чудо на браке в Кане Галилейской, превратив воду в вино (Ин. 2:1-11).

В первые века христианства церковный брак заключался в Божием благословении, которое получали жених и невеста через архиерея, позднее через иерея.

Вступая в брак, юноша и девушка давали перед священником обещание в супружеской верности, после чего священник благословлял на рождение и христианское воспитание детей. О том ,что священник давал благословение на супружество в древности свидетельствуют Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Мефодий Патарский.

В Византийской империи долгое время (до предписания императора Алексея I Комнина в 1092 г.) заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий.

Окончательное запрещение заключения брака без ведома и благословения приходского священника последовало при императоре Андронике II Палеологе (1282-1328) и Патриархе Афанасии I (1289-1293; 1303-1309).

Из Канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078-1089) видно, что русский народ какое-то время считал венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. Подобная практика в христианстве, согласно памятникам, встречается до конца XVII века, а в современности только в качестве свадебных игр.

В государственно-правовом смысле, церковный брак (в противоположность гражданскому браку) есть признаваемый государством брак, заключенный (зарегистрированный) в религиозных институтах. До начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. В России был упразднен в 1918 году, после Октябрьской революции.

Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка (иногда с обручением) — уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.

Условия совершения венчания

Ввиду того, что действующее в Российской Федерации и других странах канонической территории Русской православной церкви законодательство признает только гражданский брак (брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви), в Русской церкви венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

В особых случаях и с разрешения правящего архиерея, православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога, и только при согласии инославного лица воспитывать детей в православной вере.

В современной практике в соответствии с Основами социальной концепции Русской православной церкви, исходя из принципа икономии, браки, заключенные без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию. Препятствием к церковному браку может служить наличие брошенной семьи у одного или у обоих брачующихся, долги по оплате алиментов, уголовные преступления.

Дополнительная информация