Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Антония! Дорогие отцы, братия и сестры!
Сегодня действительно особый день. Может быть, по молитвам тех монахинь, которых когда-то изгнали из этого места, а последнюю настоятельницу предали казни — насколько я помню, ее звали Олимпиада, — может быть, по их молитвам, а может, по молитвам нынешних насельниц Господь дал возможность процвести этому месту. Разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли себе представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь и слава Божия будет пребывать на этом месте? Все совершается по воле Божией — и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть — всё это ничто пред лицом Божиим. Это всё временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим — вечность, которая объемлет миры нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями — всё это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях — бытовых или связанных с нашим здоровьем, с нашей работой, с нашими семейными отношениями, — и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!
Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, — потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло.
Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами.
Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово, в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем — смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: «Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ». Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!
Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие. Это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества — кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!
Мы неслучайно вспоминаем о тех, кто продолжил и кто повторил подвиг святого благоверного князя Александра, потому что подвиг его жизни открывает нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла.
Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти — такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) — народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни.
В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2), посвященном его памяти, мы находим такие слова: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь — а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия. Мы молимся ему также и о державе Российской, чтобы Господь защитил и оградил ее от врагов видимых и невидимых.
Сегодня особое торжество в Санкт-Петербурге — в Александро-Невской лавре, у его цельбоносных мощей, празднуется эта замечательная годовщина. И я обращаюсь сегодня и к петербуржцам, и ко всем тем, кто собрался в Петербурге, и ко всем тем, кто собрался здесь, в Акатово, в храме святого Александра Невского, с призывом помнить всегда великий подвиг благоверного князя и обращаться к нему с горячими молитвами, чтобы он был предстателем и молитвенником за землю нашу. Аминь.
Материалы сайта patriarchia.ru