Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора после Литургии в Храме Христа Спасителя
  • 25.07.2013
    г. Москва, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя

Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 июля 2013 года, в день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, по окончании Литургии в Храме Христа Спасителя от лица Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствовал Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор.

Ваше Святейшество, Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, возлюбленный во Христе брат и сослужитель, Господин Кирилл!

В своем послании к Римлянам святой апостол Павел говорит: «Ты же дивия маслина сый, прицепился еси в них и причастник корене и масти маслинныя сотворился еси». (Рим. 11:17).

Сегодня благодатью Всемогущего Бога мы, Предстоятели и представители поместных автокефальных Православных Церквей всего мира, радуемся общению с Вами здесь, в Храме Христа Спасителя в Москве, и как члены Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви празднуем 1025-летний юбилей Крещения Руси — события, ставшего одним из решающих в истории христианской миссии. Мы вспоминаем и празднуем привитие русского народа к единому Телу Христову — Церкви.

Основа воплощения мечты о христианской Европе — приобщение русского народа к реальности, в центре которой находится Распятый и Воскресший, но вместе с тем непрестанно присутствующий в евхаристической жизни Церкви Христос, соделало русских людей причастниками неистощимого источника отеческого предания. Такие христианские ценности, как терпение, великодушие и самопожертвование, становятся с тех пор качествами, неизменно присущими русской душе и залогом сохранения единства русского общества.

Приятие и усвоение любви и ревнения о вере во Христе Иисусе привело русских людей в соприкосновение с византийским культурным феноменом, проявления которого прослеживаются во всех формах русской культуры, и ускорило путь русского народа к формированию национального самосознания, вследствие чего наименование «русский» стало употребляться применительно к государству, к его гражданам и к той религии, которую они исповедают.

Кроме того, оно способствовало отождествлению национальной, гражданской и религиозной идентификации и укрепило чувство совместной принадлежности обществу, начавшему свой исторический путь с обновления Святым Крещением в водах Днепра. Следуя неложным путем Православия как теории и практики, русский народ остался единым целым даже во времена опустошительных нашествий извне или жестоких внутренних гонений.

Русская Церковь, берущая свое начало в Крещении, произошедшем в 988 году, на протяжении веков стала светлым маяком духовных и нравственных ориентиров. Тем не менее, авторитет любого института измеряется не только по тому следу, который он оставляет в истории, находясь в стадии своего расцвета. Гораздо большее значение имеет то терпение и та стойкость, которую он демонстрирует, чтобы сохранить его традицию невредимой в суровых условиях.

И, подобно тому, как дубы становятся крепче, обдуваемые ветрами, и, как алмазы создаются под тяжестью толщи земли, так и Русская Церковь возмужала, проходя через невзгоды и стеная на крестном пути веры. Она явила великий сонм святых, просветителей, преподобных, Христа ради юродивых и исповедников, украсивших многосветлое небо Соборной Церкви, и ясно засвидетельствовала, что «вера без дел мертва, как и дела без веры, ибо истинная вера делами испытуется» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 82, 60-62).

Ваше Блаженство,

Более чем тысячелетняя историческая глубина и удивительная прочность духовной связи Православия с русским народом, даже во времена, когда эта связь была подвергнута сомнению, красноречиво и неоспоримо свидетельствует о том, что крещение русских людей является историческим событием, не только превосходящим законы истории, но и изменяющим их.

Нашим долгом является воздать сегодня дань памяти и засвидетельствовать свое почтение святым, которые привели русских людей к купели пакибытия. Согласно Аристотелю, смелость занимает первое место среди человеческих добродетелей, поскольку наличие ее гарантирует приобретение всех остальных; и равноапостольная просветительница Русской Церкви святая Ольга, со смелостью и дерзновением, а также благим личным примером и спасительной вестью на устах стала пламенным миссионером русского народа. К ней мы благоговейно взываем: «Радуйся, яко поведала еси русским Бога».

С неменьшим благоговением мы чтим и величаем равноапостольного просветителя русского народа святого Владимира, сподобившегося после явленного ему чудесным образом божественного знамения получить дух усыновления. Демонстрируя редкую чуткость и прозорливость, подобную той, что проявил великий муж христианства Константин, он принял определяющие для исторического пути русского народа благоговейное решение, выбрав истинную веру и общее сыновнее обращение к Триединому Богу.

Совершая память этих двух великих святых, мы действенно выражаем свою уверенность в том, что семя спасения, упавшее на русскую землю 1025 лет тому назад, дало в прошлом и продолжает давать и поныне богатые и благословенные плоды, аромат которых утешает весь православный мир. В духе почтения мы мысленно возвращаемся к этому поворотному для всего Православия историческому моменту, вновь погружаясь в воды зарождения славного исторического пути Святейшей Русской Церкви и провозглашая, что вера воистину остается «живая и любовью поспешествуемая» (Гал. 5:6).

Ваше Блаженство,

От лица Предстоятелей и представителей всех Поместных автокефальных Православных Церквей мы воссылаем славословие к Троическому Богу, сподобившему нас откликнуться на Ваше приглашение принять участие в этих торжествах, свидетельствующее о Вашем благоговейном отношении к истории, и приобщиться к этому пиршеству веры и памяти. Мы благодарим Вас за Авраамово гостеприимство и преподаем свое отеческое благословение благородному и верному русскому народу, молясь, чтобы Господь Иисус Христос, наш Спаситель и Избавитель, призрел на виноград сей сестры — Церкви Российской — и утвердил его на нескончаемые веки веков. Аминь.

Материалы сайта patriarchia.ru

Дополнительная информация