Владыке сослужили: наместник Свято-Духова мужского монастыря г. Тимашевска архимандрит Иоанн (Коновалов), секретарь епархиального управления и благочинный Щербиновского округа церквей протоиерей Александр Ковалев, благочинный Тимашевского округа церквей протоиерей Виктор Савенко, настоятель Свято-Никольского храма ст. Роговской протоиерей Сергий Глоба, насельники Свято-Духова монастыря иеромонах Никон (Примаков), иеремонах Феофан (Ромейко), иеромонах Никифор (Ковшуков) и иеродиакон Максим (Широковский), а также настоятель Николо-Бавыкинского мужского монастыря Скопинской епархии игумен Павел (Удовенко).
Проповедь перед причастием о подвиге и силе духа святых жен-мироносиц произнес секретарь епархиального управления протоиерей Александр Ковалев.
После заамвонной молитвы был совершен крестный ход, по окончании которого епископ Герман обратился к пастве с архипастырским словом, поздравил игумению Тавифу с сестрами, а также присутствующих женщин с праздником и напомнил, что в трудные советские времена именно женщины, «белые платочки», спасли Церковь; а благочинный Тимашевского округа церквей протоиерей Виктор Савенко от имени духовенства благочиния преподнес матушке игуменье букет цветов и пожелал помощи Божией сестрам в их трудах.
В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.
Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.
***
Проповедь преосвященного Владыки Германа в монастыре св. Марии Магдалины
в неделю жен-мироносиц
Христос Воскресе! Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с днем памяти святых жен-мироносиц.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня поистине православный женский день. Сегодня память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Соломии, Марфы и Марии, Иоанны, Сусанны и память святого праведного Иосифа Аримафейского и Никодима. Вот имена людей, которые были всегда рядом с Господом, которые не побоялись, не переживали тех чувств, которые переживали апостолы. У них не было малодушия, не было боязни, а было лишь одно желание - еще и еще раз увидеть своего учителя и Господа. И они, купив ароматы, миро, пошли на гроб рано утром в субботу для того, чтобы еще раз увидеть Господа, чтобы умастить Его тело этими благоухающими веществами ,чтобы проявить всю свою любовь. И вот эти безбоязненные женщины увидели пустой гроб и услышали из уст ангела: «Христос воскрес- его здесь нет. Вот видите пелены, которые здесь лежат, Он вас и учеников ожидает в Галилеи, там вы Его увидите – пойдите, скажите Петру и ученикам. Мы с вами знаем из Евангелия о том, что Мария Магдалина первая увидела Господа воскресшего. Она припала к ногам Господа и в радости обняла Его. Вот какая честь этим слабым немощным сосудам - быть первыми свидетельницами воскресения Христова. С тех давних времен, когда Господь жил на земле, с первых веков христианства наибольшую любовь, заботу, попечение о храмах, о святынях проявляют женщины. Вот так повелось с дней жен-мироносиц. Не прибавить и не отнять. Таково призвание женщин-христианок. И в наше время, когда мы заходим в любой храм, нас в киосочке встречает женщина, проходим дальше в храм, где-то там крутится, чистит подсвечники опять женщина, начинается богослужение - регент или псаломщик снова женщина. В просфорне – женщина. С детишками в воскресной школе занимается тоже женщина. Большинство в храме тоже женщины. Вот такова картина сегодняшней нашей жизни: все-таки женское сердце больше Бога любит, потому что женское сердце умеет глубже и больше переживать и терпеть. Мужчины могут быть отчасти резкими, нетерпеливыми, даже наверное и трусами, малодушными, а вот женщины - они сильные, стойкие, они верные, верные Богу, верные своей вере, которую они восприняли.
Было время, когда в нашей церкви были гонения, когда небезызвестная личность говорила, что покажет по телевизору последнего попа. Его уже и кости истлели в могиле, а Церковь стоит и торжествует. В те времена, когда было сложно Церкви самой, сложно было быть верующему человеку – тут же всякие дискриминационные меры к этому человеку применялись. И храмов было немного, может на всем пространстве бывшего Советского Союза были лишь десятки храмов. В крупных городах был один-два храма, в сельской местности почти храмов не было. И вот в тех храмах, которые действовали, в основном ведь были тоже женщины, были «белые платочки». Порой казалось, что может настать такое время, что все умрут, и храмы наши окончательно закроются, потому что не будет народа в храме. Однажды одного архиерея, когда он был за рубежом, в Европе, спросили: «Владыка, вот у вас такое тяжелое положение в Советском Союзе, гонения на веру и прихожанки в ваших храмах в основном бабушки. Если они умрут, то кто же тогда будет?» Он очень хорошо ответил: «Наши бабушки – безсмертные». Действительно, это так, это мудрый, точный и истинный ответ. Наши жены - мироносицы – безсмертны. Даже если кто-то уходит в жизнь иную вечную, обязательно эта ниша заполняется, кто-то приходит в храм и становится постоянной прихожанкой - вливается в это море жен-мироносиц еще одно имя, еще одна мироносица.
Итак, наши храмы наполнены в основном женщинами. Ведь женская молитва, особенно материнская молитва – она очень сильная. О чем молятся наши мамы, бабушки: о непутевых своих сыновьях и дочерях, о непутевых внуках и внучках, племянниках и племянницах, о непутевых родственниках, которые до сих пор еще не нашли дорогу к храму. Пусть же ваше сердце всегда будет настроено на молитву. Пусть ваше сердце всегда будет изливать любовь и добро. Пусть ваше сердце всегда будет изливать мир, понимание, терпение и снисхождение. Пусть у вас как можно дольше бьется ваше материнское сердце, которое призвано к молитве за тех непутевых, о которых необходимо молиться. Мы все вам благодарны и признательны, что вы - настоящие хранительницы очагов наших храмов. Но и хочу призвать вас к тому, чтобы в вашем сердце никогда не оскудевала и любовь и терпение, и, конечно, красота и вашего сердца, и вашего лика, чтобы всегда были украшением нашей Церкви Христовой, поэтому многая и благая лета нашим дорогим сестрам. Сегодня ваш день, сегодня память всех жен-мироносиц, которые шли за Господом. И вы идете этим же путем, не взирая ни на что. Вы любите храмы, вы любите наши святые обители. Как символично, что именно в женский день мы с вами собрались в этом святом месте, в этом храме, в этой святой женской обители. Дай Бог, чтобы эта обитель ни в чем никогда не нуждалась и не оскудевала добрыми христианками, которые хотели бы послужить Богу, которые хотели бы посвятить свою жизнь только лишь одному – Иисусу Сладчайшему. Но для этого надо иметь терпение, надо научиться смиряться, быть трудолюбивым, смиренным, миролюбивым, быть трезвенником и рассудительным. Дай Бог, чтобы Покров Царицы Небесной всегда распростирался над этой обителью и над сердцем всякого, кто любит Ее и Ее возлюбленного Сына. Аминь.