Организаторы конференции – Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и МГУТУ им. К.Г.Разумовского.
В холле университета вниманию посетителей была представлена экспозиция казачьего оружия и предметов быта.
После начала пленарного заседания митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, обратился к присутствующим с приветственным словом и докладом.
Среди выступавших также были представители власти, Церкви и казачества.
Епископ Герман выступил с докладом «Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных казачьих ценностей».
По окончании заседания для присутствующих был дан концерт, подготовленный казачьим ансамблем МГУТУ.
После перерыва владыка Герман возглавил диалог-клуб «Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных казачьих ценностей»
***
ДОКЛАД
Преосвященного Германа, епископа Ейского и Тимашевского
«Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных казачьих ценностей»
Ваши Преосвященства! Господа всечестные отцы, братья и сестры!
Вот уже более 20-ти лет прошло с момента возрождения казачества в нашей стране.
Исторически казаки проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. Но, несмотря на соврешенно различные территориальные и киматические условия, казачество представляло собой особую этносоциальную группу со своим мироощущением и мировоззрением: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый век...когда, лишившись дома и кровли, стал отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы... Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
Великий писатель указывает на три основных составляющих формирования казачества как группы: защита своих территорий, работа на земле в мирное время и непоколебимая христианская вера, являющаяся основой жизни.
Сама принадлежность к Православию являлась единственным правом, по которому человек мог вступить в казачество. Вновь прибывший должен был соответствовать нескольким определенным условиям. По одному из предъявляемых требований он непременно должен был быть православным, уметь креститься и знать «Отче наш...» и «Символ веры».
Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах запорожских, донских и терских казаков, были — «За веру...». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка.
Годы лихолетья, поставившие казачество на грань выживания, привели к тому, что, хотя оно не было истреблено полностью, но, тем не менее, из сознания казаков вытравилось само стремление к вере, а образ казачества стал отличаться внешним антуражем, но непонятной, размытой внутренней духовной основой, основанной на патриотизме и национальной идее.
Мы имеем дело с секуляризмом, который можно охарактеризовать как «...мировоззрение и соответствующий ему образ жизни, при котором не только основные стороны человеческого существования – такие как семья, работа, образование, наука, искусство и т.п. – не только не связаны с верой и не укоренены в ней, но отрицается и сама необходимость или даже возможность подобной связи. Мирская сфера жизни при этом мыслится как автономная, т.е. руководимая своими собственными ценностями и принципами, отличными от религиозных... особенность [его] состоит в том, что [он] не антирелигиозен или атеистичен, но, напротив, включает в себя определенный взгляд на религию и может быть назван "религиозным". Это настолько же "философия религии", насколько и "философия жизни"». Религия одновременно принимается как нечто важное для человека и отрицается как цельное мировоззрение, формирующее всю человеческую жизнь.
В то время, как исторический опыт доказывает, что без основы – единой, незыблемой веры, пронизывающей все сознание и жизнь человека, впитываемой с молоком матери, возрождение казачества невозможно. А с верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).
В настоящее время основным делом веры является несение Слова Божия, особенно из среды казаков. В свою очередь, чтобы заниматься просветительской деятельностью, духовно-нравственным и патриотическим воспитанием необходимо воцерковить самих казаков, восстановив их культурные традиции и ценности.
Конечно, основным направлением работы по воцерковлению должна быть работа с подрастающим поколением. Но все же первостепенное влияние на формирование сознания и мировоззрения ребенка играет семья. Никакие образовательные учреждения не смогут заложить в ребенке ценности, которых нет в семье. Противоречие со средой, в которой растет ребенок, неминуемо ведет к сбоям в системе воспитания или к ее полному разрушению.
Казачья семья всегда играла и должна играть основную роль в воспитании детей, приобщая их к богатой православной культурной традиции. Только крепкая нравственная семья может противостоять негативному влиянию современных средств массовой информации. Традиционно воспитание будущих казаков начиналось с раннего детства. С трехлетнего возраста мальчика воспитывали старшие родственники мужеского пола, а с пяти лет он уже обучался воинским наукам. При этом становлению и развитию христианской личности будущего воина придавалось первостепенное значение. Поэтому одну из важнейших ролей должна играть работа со взрослыми казаками – родителями.
В дальнейшем развитии ребенка особую роль играют образовательные учреждения. В настоящее время на территории России действует ряд кадетских корпусов, а также классов казачьей направленности и казачьих молодежных обществ.
Одной из важнейших составляющих во взаимодействии с этими учреждениями должно быть приобщение подрастающего поколения к церковной жизни, но не внешнему исполнению обрядов как дани традиции, а истинно духовной жизни. Главное место здесь должны занимать молитва, Таинства покаяния и Причастия как основы нашего спасения. Так, в большинстве кадетских корпусов нашей страны обязательно выделяется время для молитвы – утром, вечером, перед и после приема пищи, а также до и после занятий. Также регулярным должно быть посещение храма – в воскресные и праздничные дни. Существует и определенная сложность: так как корпуса являются закрытыми учебными заведениями, выезд учащихся в храм требует оформлении большого количества документов и вызывает немало трудностей. В связи с этим, целесообразно задуматься о необходимости строительства часовен или храмов на территории крупных учебных заведений. Что во многом бы могло способствовать участию ребят в церковной жизни посредством помощи в храме, подготовки к Богослужениям и основным церковным праздникам.
Другой формой соработничества казачьих организаций и церкви, обусловленной исторически, является проведение молебнов. В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала казакам силы в борьбе. Казаки молились, отправляясь в поход, и служили благодарственные молебны по возвращении из него. Молились в минуты опасности и радости, получали благословение у священников на начало любого дела.
Наиболее ярким примером, демонстрирующим важность подобных мероприятий, может служить молебен 1 сентября, в день памяти Донской иконы Божией Матери. Ведь каждый учащийся в этот торжественный день надеется, что новый учебный год будет успешнее, интереснее предыдущего, а значит и его детское сердце открыто для молитвы. Именно в такие моменты подросток понимает, с одной стороны, близость Бога, с другой – ощущает потребность в Нем. Присутствие духовного наставника придает сил и уверенности ученикам.
То есть установление традиции соборной молитвы перед значимыми событиями или после них – важнейший шаг на пути становления духовной жизни казачьей молодежи.
Важное место в системе христианского воспитания занимают церковные праздники – через их ожидание и участие в них дети узнают об основных церковных событиях. Детское сердце живо воспринимает евангельские рассказы.
Важно отметить, что и в условиях, когда церковь подвергалась гонениям, а православные традиции старались искоренить, наши родители и бабушки соблюдали праздники, тем самым исподволь, ненавязчиво, без принуждения — через праздники – приобщая детей к Православной вере.
Так, становится традицией проведение фестивалей народного творчества, праздничных концертов и музыкально-литературных вечеров с участием кадет и воспитанников воскресных школ накануне церковных праздников. Разучивание стихов, колядок, рисование праздничных открыток, изготовление поделок для украшения помещений – все это служит инструментом для изучения истории праздника, его событий и значения для христианина. Длительная и тщательная подготовка, посещение Богослужений и сами запоминающиеся праздничные мероприятия позволяют проникнуться радостью и по-иному, более осознанно, воспринимать православную веру. Она становится неотъемлемой частью жизни, как и было издревле в казачьих семьях.
Созданные условия для становления и развития духовной жизни посредством участия подрастающего поколения в церковной жизни подкрепляются введением преподавания предмета «Основы православной культуры», основной целью которого является ознакомление с основами православного вероучения, формирование нравственных устоев, пробуждение желания к устроению благочестивой православной жизни.
Пока общественность спорит, какое влияние окажет введение «Основ православной культуры» в школе, многолетний опыт такой практики, существующий в кадетских корпусах с момента их возрождения, не только не выявил никаких отрицательных последствий, но и доказал, что внедрение этого учебного предмета может восполнить пробел в духовном становлении молодежи и повлиять на морально-этический облик подрастающего поколения, воспитать нравственную личность.
Как гласит статья военного журнал 1812 г. «О нравственном образовании военных людей»: «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии».
Еще большие возможности при реализации программы ОПК дает использование культурно-исторических традиций казачества — православных людей, свято хранивших веру как самое дорогое сокровище.
Казаки, истинные рыцари духа, ценой своей жизни доказывали верность идеалам христианства. Ведь, по словам Господа, «нет больше той любви, как если кто жизнь свою положит за други своя».
В рамках этого учебного предмета актуально проведение экскурсий в храмы. Посещение храмов дает неповторимые эмоции и переживания: здесь история, искусство, религия, эстетика, казачьи устои и заповеди переплетаются воедино. Приобщение к православной культуре — это прежде всего обращение к общечеловеческим ценностям и нетленным законам бытия.
Духовно-нравственному просвещению молодежи также способствуют регулярные беседы с духовным наставником учреждения или организации. Эти встречи, проходящие в теплой дружеской обстановке, оставляют яркий след в душах слушателей. В процессе бесед у многих молодых казаков постепенно возникает неподдельный интерес к духовным вопросам.
Эта форма работы наиболее актуальна в настоящее время: подростки видят священнослужителя в неформальной обстановке, постепенно знакомятся с ним и могут задать вопросы, поднять волнующие их темы, которые невозможно обсудить в храме, на Богослужении.
Первостепенное значение в этой ситуации, конечно, имеет умение священника расположить к себе ребят, наладить доверительные отношения и личным примером явить христианские ценности. Данное участие окажется особенно плодотворным, если священнослужители будут так же проникаться казачьей культурой, казачьими традициями, знать их и понимать. Подобный опыт был в дореволюционной России, и его необходимо использовать и в современной практике.
Подобное взаимодействие позволяет подрастающему поколению, с одной стороны, получить исчерпывающую информацию и представление о Православии и его основах, с другой – приобрести наставника, причем наставника духовно-ориентированного, а не мифического мультимедийного героя с непонятными ценностями.
Важная традиция — приводить к присяге казаков в храме Божьем. В настоящий момент данный акт совершается весьма формально, в то время как происходит он по требуемому укладу на кресте и Евангелии. Излишне говорить, что человек, приносящий подобную клятву, должен полностью осознавать, Кому и на чем он присягает. Так, проведение вышеописанных мероприятий должно быть настолько эффективным, чтобы эта традиция стала восприниматься серьезно на духовном уровне, а не на внешнем.
Кроме того, важным является участие священнослужителя и на собраниях. В казачьем социуме соборность проявляется, прежде всего, в институтах народовластия — казачьем круге (Раде), где каждый казак как раз и чувствует себя участником принимаемых решений, «вершителем судеб», тем самым «кирпичиком» единого целого, который обеспечивает стабильность всего сооружения. Так, во многих кадетских корпусах предусмотрено проведение кадетского учебного круга, на котором кадеты могут самостоятельно ставить и решать любые свои наболевшие вопросы. Такие моменты развивают братские отношения и укрепляют чувство единой казачьей семьи, а, значит, и требуют внимания со стороны Церкви как неотъемлемой составляющей казачьей жизни.
Таким образом, современная ситуация явно демонстрирует необходимость взаимодействия Церкви и казачества в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно должно заключаться, с одной стороны, в активном участии подрастающих казаков в церковной жизни, с другой – в активном участии священнослужителей в повседневной жизни казачьей молодежи. И одно без другого неэффективно, а скорее даже невозможно.
Завершить свое выступление мне бы хотелось словами Святейшего Патриарха Кирилл во время посещения столицы донского казачества: «Казак без веры — не казак: снимай форму и иди с миром. Как не может быть без веры священника или монаха, так не может быть без веры и казака. Казак без веры оскверняет традицию предков перед Богом, потому что, становясь казаками, вы приносите присягу в том числе и на верность Церкви Христовой. Поэтому, для того чтобы хранить веру в сердце, нужно жить этой верой, посещать Божий храм, исполнять посты, причащаться Святых Христовых таин, воспитывать так своих детей и внуков. Тогда с легкостью вы понесете славное, почетное бремя казачьего служения».
28 января 2014 г.
г. Москва